Примерное время чтения: 21 минута
2544

Афиша добрых дел. Презентована платформа «Мир неравнодушных людей»

Андрей Теплоухов, Юлиа Назарова, Антон Долгов, Алла Довлатова.
Андрей Теплоухов, Юлиа Назарова, Антон Долгов, Алла Довлатова. / Ирина Амэ / АиФ

В пресс-центре издательского дома «Аргументы и Факты» состоялась презентация мультимедийного спецпроекта «Мир неравнодушных людей» и паблик-ток о благотворительности и НКО.

По словам бренд-директора ИД «Аргументы и Факты» Елены Муллануровой, открывшей дискуссию с представителями НКО и СМИ, ежегодные результаты общественного мнения демонстрируют рост вовлечения россиян в благотворительность и уровень доверия к таким организациям. Так, например, 85% респондентов, опрошенных ВЦИОМ, считают, что государству следует помогать волонтерам, активистам общественных движений и некоммерческих организаций. По мнению более половины россиян (62%), работа общественных организаций повышает уровень доверия между людьми.

— По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, каждый второй опрошенный в России знает о деятельности общественных организаций. Три четверти из них считают, что НКО приносят реальную пользу обществу. Только за последние четыре-пять лет каждый четвертый (24%) передавал вещи и игрушки в детские дома или дома престарелых, каждый пятый (21%) вносил деньги на счет людям, нуждающимся в помощи, 7% участвовали в волонтерской работе, а 6% — в благотворительных акциях, — отметила Елена Мулланурова. — При этом по данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, 77% россиян слышали хотя бы об одной НКО в своем регионе, 54% доверяют хотя бы одной НКО и 28% участвуют в деятельности хотя бы одной НКО. Самый высокий показатель доверия россиян к НКО был в 2017 году — 65%, самый низкий — в 2010 году (35%). Но при этом почти каждый второй россиянин (49%), согласно опросам ВЦИОМ, ничего не знает о пользе общественных организаций, 13% полагают, что они практически не приносят пользы. В большинстве своем россияне предпочитают помогать тем, кого знают лично.

Именно недоверие к благотворительным фондам — причина неучастия в денежных пожертвованиях для 23%. По мнению респондентов, повысить вероятность денежных пожертвований могут несколько ключевых факторов: уверенность в том, на что пойдут перечисленные деньги (такой ответ дали 40% россиян) и информация об успешных проектах фонда, его достижениях (23%). Рассказывать о деятельности фонда должен прежде всего руководитель НКО, его попечители. Именно тому, как повысить осведомленность и информированность населения о деятельности НКО в целом в стране и, в частности, в регионах, и был посвящен паблик-ток и презентация проекта в «АиФ».

«Мир неравнодушных людей» — это мультимедийная просветительская платформа на сайте AIF.RU о 100 некоммерческих организациях из разных регионов страны, которые получили президентские гранты на развитие инициатив в области благотворительности, волонтерства, охраны окружающей среды, развития институтов гражданского общества, сохранения исторической памяти и укрепления межнационального и межрелигиозного согласия. Проект реализуется фондом «АиФ.Доброе сердце» при поддержке Фонда президентских грантов и ИД «Аргументы и факты». Именно в нем аккумулирован опыт НКО, получивших президентские гранты на яркие проекты: о вдохновении и пути от идеи до реализации от первого лица.

— Фонд «АиФ. Доброе сердце» сам уже много лет помогает своим подопечным детям. Издательский дом «Аргументы и факты» создал его ещё в 2005 году — после трагедии в Беслане. Сегодня благотворительная организация реализовывает программы в разных направлениях: оказывает медицинскую помощь детям, помогает получить юридическую и психологическую консультацию взрослым членам семьи. Теперь ещё работает программа поддержки и сопровождения семей «Маршрут помощи». И мы знаем, как сложно благотворительным организациям начинать свой путь, рассказывать о себе, находить ту аудиторию и ту тональность разговора с ней, которая позволит вовлечь в ряды попечителей, волонтеров, жертвователей новых людей. Именно поэтому нам захотелось помочь своим коллегам по НКО и создать такую платформу, где НКО и научат продвигать свою социальную деятельность, — рассказывает Светлана Горбачева, врио директора, директор по стратегическому развитию благотворительного фонда «АиФ. Доброе сердце». — С помощью наших партнеров — издательского дома «Аргументы и Факты» редакторы и журналисты по всей России выбрали 300 проектов, которые уже получили поддержку Фонда президентских грантов. Из них был сформирован шорт-лист с разбивкой по регионам страны. И в каждом регионе отдельная экспертная группа из представителей местных СМИ, оценивала реализованные проекты на их территории с точки зрения социального эффекта и масштабности проекта в баллах. Таким образом удалось выбрать 100 НКО из 30 городов России, набравших максимальное число баллов.

Светлана Горбачева.
Светлана Горбачева. Фото: АиФ/ Ирина Амэ

В итоге 100 НКО получили готовые видеокейсы для дальнейшей работы и собственного промо и широкое освящение их деятельности в СМИ. Для тех же кто не попал в проект, его организаторы подготовили обучающий сериал, который позволяет разобраться, как самостоятельно снять и смонтировать такой сюжет о своей компании. Этот обучающий сериал с профессиональными лекциями-инструкциями тоже доступен на сайте проекта

По словам Руслана Новикова, генерального директора ИД «Аргументы и Факты» и председателя попечительского совета БФ «АиФ.Доброе сердце», этуработу обязательно стоит продолжить и в дальнейшем, поскольку чем больше некоммерческих организаций научиться рассказывать о себе, станет публичными, тем больше волонтеров вольется в их ряды и тем больше добрых дел удастся совершить нам всем вместе.

— Большинство спецпроектов издательского дома «АиФ» социальные, потому что мы тоже люди неравнодушные и стремимся своими силами улучшать жизнь. С огромным уважением относимся к социальным активистам некоммерческих организаций. Считаем, что поддерживать их инициативы — важная миссия СМИ, — подчеркнул Руслан Новиков. — Главное, что отличает этот проект — эмоциональность и искренность его героев. Видеосюжеты дают возможность почувствовать это и ощутить уважение к ним. Все эти люди, как правило, делают добро тихо, не афишируют свои проекты. Значит, это должны делать мы, потому что они достойны общественного признания и потому что, когда о таких делах рассказывают, сердца зрителей и читателей смягчаются — таким образом добра в мире становится больше.

Руслан Новиков.
Руслан Новиков. Фото: АиФ/ Ирина Амэ

Президентские гранты стали огромной помощью социально ориентированным НКО России для реализации задуманных ими инициатив. Более 2 тысяч проектов ежегодно становятся победителями конкурсов, проводимых Фондом президентских грантов. Все они реализуют небольшие, но очень важные для своих регионов проекты. Но работа НКО часто остается за кадром, слабо освещается СМИ.

В стране сейчас более 210 тысяч НКО, но об этих проектах и людях мало кто знает, так как зачастую представители общественных организаций слабо представляют себе, как выстроить контакты со СМИ, как наладить рабочий процесс в социальных сетях, как рассказать о себе и своей деятельности. Именно поэтому медийная поддержка проектов и кейсов, реализуемых некоммерческими организациями, очень важна.

Как подчеркнул исполнительный директор Фонда президентских грантов Антон Долгов, в некоммерческом секторе неформальное наставничество — это норма, но история с информационной открытостью, особенно с успешными кейсами, она конечно важна, и если есть чем поделиться, это важно сделать.

— С одной стороны, мы говорим, что все, кто победили в конкурсе президентских грантов, это уже лидеры и вся команда НКО обладает определенным знаком и экспертнымстатусом. Но, с другой стороны, если вы стали публичными экспертами, это, во-первых, уже большой вклад в развитее НКО, а во-вторых, этими навыками и опытом нужно делиться с другими — так мы сделаем наш сектор более объемным, заметным, — рассказал Антон Долгов. — Благотворительность как часть некоммерческого сектора растет, даже несмотря на проблемы. Где-то частные средства замещаются государственными, где-то пожертвованиями. Т.е. проблем много, но общество наше это нормально воспринимает и привыкло преодолевать эти проблемы. Мне кажется, что все эти вызовы, наоборот, способствуют сплочению, в частности в нашем некоммерческом секторе. Потому что много задач решается и решается эффективно.

Антон Долгов (с микрофоном).
Антон Долгов (с микрофоном). Фото: АиФ/ Ирина Амэ

По мнению Антона Долгова уровень проектов НКО, на которые подаются грантовые заявки, из года в год растет, как и растет число НКО, впервые «замахивающихся» на получение гранта на свой проект. По оценкам экспертов, доля таких «новичков» ежегодно не меньше 20-25%.

— Это тоже очень большой повод для оптимизма, ведь это значит, что добра становится больше, — подчеркнул Антон Долгов. — Плюс к тому с 2021 Фонд президентских грантов софинансирует и региональный конкурс. Т.е. мы выделяем деньги тем субъектам федерации, которые готовы на таких же прозрачных условиях, как и мы, проводить свои грантовые конкурсы. Только за счет этого за два года приросло 8 тысяч участников. Это все НКО, не только благотворительные фонды. И мне хочется сказать всем руководителям организаций некоммерческого сектора -нужно обязательно пробовать свои силы и демонстрироватьупорство. Некоторые организации побеждают с 10-й, 13-й попыток. Это говорит о серьезности намерений, но на самом деле жизнь устроена намного проще. Из 13 тысячпобедителей 6900 победили с первой попытки. Поэтому все реально.

Среди проектов-участников платформы «Мир неравнодушных людей» — «Добрая школа на Сольбе». В школе и колледже учатся в основном дети и девушки-подростки из социально- незащищённых семей. Как научить детей и молодёжь готовить пищу по рецептам многовековой русской кухни и воссоздавать старинные вышивки, знают в школе и колледже при Николо-Сольбинском женском монастыре в Ярославской области.

Здесь решили здесь возродить исконные традиции русской кухни, хлебосольства и гостеприимства, а также старинного рукоделия — вышивки и шитья, но уже на базе современных технологий. Первый проект назвали «Хлеб-да-Сольба», второй — «Золотые руки». Оба получили поддержку от Фонда президентских грантов.

— Благодаря первому проекту в колледже открылась новая специальность — «поварское и кондитерское дело». Преподавать стали по последним методикам, в которых учитываются национальные особенности нашей страны, традиции в приготовлении блюд русской кухни и кухонь малых народов России. Юные девушки-студентки занимаются этим очень увлечённо. Причём здесь их учат не только готовить, но и выращивать экологически чистые продукты, которые они и используют для своих кулинарных творений. Уже тогда, в 2020 году, когда стартовал проект, в монастыре думали о необходимости импортозамещения продуктов питания, — рассказывает Андрей Теплоухов, руководитель пресс-службы Николо-Сольбинскогоженского монастыря.

Грантовая поддержка второго проекта — «Золотые руки: Сольбинская школа мастерства» — позволила открыть на базе «Доброй школы» два новых направления, которые также пришлись по душе её молодым воспитанницам: «дизайн, конструирование, моделирование и технология пошива швейных изделий» и «машинная вышивка». Звучит, возможно, сухо, но содержание занятий очень интересное и очень женское. На них не просто шьют и вышивают на современных машинках, а тоже возрождают русские традиции, только уже в рукоделии.

Андрей Теплоухов.
Андрей Теплоухов. Фото: АиФ/ Ирина Амэ

В обоих проектах делается акцент на всём экологически чистом: на экопитании и экоодежде.

Археологический парк «Аргамач» — одно из самых популярных мест в Елецком районе Липецкой области. Летом здесь открывается детский археологический лагерь: ребята из разных уголков России помогают профессиональным археологам с раскопками и вместе с ними находят исторические артефакты. Ещё несколько лет назад на этом месте было огромное заброшенное поле. Потенциал в нём разглядел историк Александр Голотвин, который устраивал раскопки неподалёку от Ельца, а по выходным ездил смотреть окрестности как турист. Едва заехав в село Аргамач-Пальна, он понял, что нашёл идеальное место для строительства археологического парка и таким образом подарил этому запустевшему месту вторую жизнь. Тем более, что здесь в XIV веке была ставка легендарного Тимура (Тамерлана).

— У нас сложилась модель преподавания истории, нацеленная на изучение Европы. Дети подробно изучают Войну Алой и Белой розы в Британии, Столетнюю войну, личность Жанны д’Арк и других западных героев, но слабо понимают, кто такой Вещий Олег, как была устроена жизнь на Руси и в Золотой Орде в Средние века, против кого сражался Дмитрий Донской и т. д. Но юные граждане страны должны размышлять над очень важными вопросами: как Россия смогла мирным путём объединить такое огромное количество наций и народностей? Почему на протяжении столетий здесь уживаются в мире разные религиозные конфессии? Мы стараемся увлечь наших ребят изучением наших традиций, нашей истории, — рассказал Александр Голотвин, генеральный директор археологического парка «Аргамач».

Александр Голотвин (с микрофоном).
Александр Голотвин (с микрофоном). Фото: АиФ/ Ирина Амэ

О своем опыте работы попечителем фонда и важности выхода в публичное пространство для каждого руководителя участникам проекта рассказала актриса, телерадиоведущая и попечитель БФ «Подсолнух» Алла Довлатова.

— Я являюсь попечителем фонда «Подсолнух» уже лет 13. Меня пригласили в больницу накануне праздника 1 июня для того, чтобы повеселить детей. Понятно, что дети есть дети, они даже в больнице дети, им все равно хочется радости. И мы приезжали туда с артистами, и однажды оказавшись, посмотрев в глаза этим детям, я поняла, что просто не могу быть равнодушной к детским болезням, слезам, к этой проблеме, потому что это самая большая несправедливость в мире. Ничего более страшного, несправедливого в мире нет, кроме того когда взрослый человек, сильный, здоровый, неважно, бедный или богатый, не может помочь ребенку. От этого он становится несчастлив. Поэтому конечно же я сразу пришла и сказала: все, что могу делать, я буду для вас делать. И вот эти 13 лет я вместе с ними. И очень благодарна вообще всем фондам, которые взяли такую функцию в этом мире — помогать.

Алла Довлатова.
Алла Довлатова. Фото: АиФ/ Ирина Амэ

Как рассказала Мария Кочина, директор благотворительного фонда «В твоих руках», еще одна участница проекта «Мир неравнодушных людей», именно такие проекты показывают обывателям все грани волонтерства, добрых дел, благотворительных направлений, реализуемых в стране.

— Около 60% выпускников детских домов после начала самостоятельной жизни пропадают из поля зрения своих кураторов. Это данные удручающей статистики, которые приводит сообщество фондов, детьми-сиротами занимающихся. Почему же такое происходит?

Мария Кочина (в центре).
Мария Кочина (в центре). Фото: АиФ/ Ирина Амэ

В большей степени потому, что в детском доме всё за ребят решали взрослые. А на выходе бывшие воспитанники госучреждений попадают в совершенно незнакомый для них мир, где сразу сталкиваются с целой кучей социально-бытовых проблем, о которых слыхом не слыхивали. Ребята не умеют ориентироваться в городе: не знают, на какой транспорт сесть, где выйти, как выбрать продукты в магазине, на что тратить деньги. А уж об оплате коммунальных счетов вообще речь не идёт. Никогда с этим не сталкивались. Ко всему добавляется щемящее чувство одиночества, растерянности перед новой жизнью. Такие молодые люди часто становятся жертвами мошенников всех мастей, — сообщила Мария Кочина. — В благотворительном фонде «В твоих руках» решили защитить и поддержать выпускников детдомов и создали один за другим проекты: «Наставничество для подростков из детских домов» и «Я — наставник». Оба получили поддержку Фонда президентских грантов. И вот как они воплощались.

Будущие наставники проходили тщательный отбор: анкетирование, психологическое тестирование, обучение, сбор справок — медицинских и об отсутствии судимости. После этого «утверждённый» волонтёр-наставник проводил регулярные встречи с подростком в течение двух лет. На протяжении этого времени доброволец становился для подростка значимым взрослым, другом, который постепенно готовил его к будущей самостоятельной жизни. При этом пара наставник-подросток находилась под наблюдением двух психологов. Они помогали, поддерживали, разрешали любые трудные ситуации. Кроме того, проводились регулярные встречи в клубе наставников, где добровольцы делились возникшей проблемой, обменивались опытом. Вовлекали в проекты также психологов и соцработников детских домов. И теперь в этих учреждениях благодаря методическим рекомендациям фонда могут самостоятельно развивать опыт наставничества, чтобы в эту непростую жизнь ребята выходили подготовленными.

По словам бренд-директора ИД «Аргументы и Факты» Елены Муллануровой, команда «АиФ» и фонда «АиФ. Доброе сердце» при подготовке проекта «Мир неравнодушных людей» испытала множество теплых эмоций и мотивации от тех объемов неравнодушия, эмпатии, открытости миру, которые транслирует каждый из тех, кто работает в благотворительных фондах и в НКО в целом.

Еще больше добрых проектов о неравнодушных людях читайте на сайте проекта

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах