По дороге в Учебный центр Военно-морского флота, где готовят экипажи подводных лодок, вспомнился весьма бородатый анекдот. Потеряла субмарина ориентацию, не знает, где находится. Командир приказывает поднять перископ и доложить обстановку.
— 40 градусов с левого борта — вижу торговое судно! — говорит старпом. — Две торпеды, — отдает приказ командир. — Сейчас «торговец» тонуть начнёт, подаст SOS, и сообщит в эфир свои координаты. Запишите, но чтоб это в последний раз!
Смех под водой
Капитан 1 ранга Михаил Воложинский, начальник учебного центра, этот анекдот знал.
— К реальности он не имеет ни малейшего отношения: не может такого быть, потому что не может быть никогда. Но анекдот смешной. А к смешным анекдотам я отношусь хорошо. В том числе из практических соображений. В дальних походах смех для подводников очень важен, он их в тонусе держит.
— Ну а если серьезно, какие черты характера важны для подводника?
— Если серьезно, то, помимо чисто профессиональных знаний и навыков, без которых на лодку не берут, это твердость, решительность, ответственность. Доброта и справедливость, без которых очень трудно в замкнутом коллективе, когда лодка уходит под воду на сотню суток. Есть еще одна категория, которую трудно объяснить: надежность. Вот бывают удачно сконструированные механизмы, которые выдерживают двойные, тройные нагрузки... То же самое у людей. Ну и еще любовь к морю нужна. К тому самому морю, которого подводники во время похода, как правило, и не видят вовсе. Вот таких людей мы здесь готовим. От 17 до 24 экипажей ежегодно.
Море и суша
Учебный центр ВМФ, от которого до ближайшего моря (Балтийского) 680 километров, был создан в Обнинске в 1954 г. И неслучайно. За два года до этого партия и правительство повелели создать в стране атомный подводный флот, а в Обнинске как раз работала первая в мире атомная электростанция. В те годы задачей центра было обучение при Физико-энергетическом институте офицеров и старшин, которые отвечали за атомную энергетическую установку. Лекции морякам тогда читал сам академик Александров, второй в стране человек «по атому» после Курчатова. Через 10 лет в Обнинске стали готовить уже полные экипажи, включая командиров, специалистов по оружию, связистов, акустиков, штурманов... Чтобы было понятно: экипаж дизель-электрической подлодки — человек 60. Экипаж атомной — до 170 человек.
В учебный центр попадают экипажи двух видов. Первый — вновь сформированные для только что построенных лодок. Второй — уже сколоченные и слаженные, на лодке которых в море ушел сменный экипаж. Чтобы навыки не потеряли, их тут тоже гоняют до седьмого пота.
Начинается все для всех одинаково, с общих для всех подводников дисциплин. Например, с борьбы за живучесть, в которой должны участвовать все, кто хочет выжить.
Борьба с водой
Комплекс борьбы за живучесть — здоровенный железный ящик длиной метров 10 и высотой метра три. Он забит непонятными для непосвященного трубами, вентилями, механизмами. Внутрь запускают 5 человек в оранжевых СГП — спасательных гидрокомбинезонах подводника — и задраивают люки.
— Аварийная тревога, — звучит угрожающий голос руководителя занятий. — Поступление забортной воды в 4-й отсек по правому борту...
Собственно говоря, пятерка в оранжевых костюмах уже видит, как она хлещет в отсек под давлением 2,5 килограмма на квадратный сантиметр. И на собственной шкуре чувствует, что вода эта холодная, как из холодного крана. На глубине она всегда такая, даже в самом теплом море. Только здесь она не соленая, а пресная.
Но на анализ таких частностей нет времени. Пробоину надо ликвидировать, уложившись в норматив. Для этого можно использовать разное аварийно-спасательное имущество: раздвижные упоры, заглушки, пластыри. А можно проявить смекалку. Вот один из оранжевой команды навалился на пробоину спиной, чтобы дать другим время развернуть инвентарь. Когда речь идет о жизни всего экипажа, любые средства хороши. Хоть голову подставляй, хоть спину.
Позднее эти моряки пойдут в другие классы, будут изучать более интересные и менее «мокрые» предметы. Но это основа для любого подводника.
— Здесь, в учебном центре, у них есть право на ошибку, — говорит Воложинский. — И этим правом они должны воспользоваться на 100%. Потому что в море такой возможности не будет. За спиной каждого подводника стоит смерть. Стоит и ждет, пока он ошибется. Моя задача научить их действовать так, чтобы ошибались они как можно реже.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть