Примерное время чтения: 6 минут
34598

Турбины — флоту. Россия решила проблему корабельных двигателей

Газотурбинный двигатель морского исполнения М70ФРУ.
Газотурбинный двигатель морского исполнения М70ФРУ. https://rostec.ru/

Двигатель — это сердце военного корабля со времен паровых машин. Сердце современного корабля — газовая турбина. В СССР их производство располагалось на Украине. Так было и после распада страны. Но в 2014 г. поставки прекратились. Как решили проблему?

Об этом «АиФ» рассказал директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. 

Корабли с чужим сердцем

— Руслан Николаевич, как случилось, что выпуск стратегически важных корабельных двигателей оказался локализован за границей?

— Как говорится, «так сложилось исторически». Помните фразу Л. И. Брежнева о том, что экономика должна быть экономной? Вот ее и старались сделать менее затратной. В СССР разработка и производство корабельных газовых турбин и газотурбинных агрегатов осуществлялась в одном месте: в Николаеве на Украине. Там еще в 1950-х годах для этого было создано специализированное конструкторское бюро «Машпроект», а также мощный серийный завод — производственное объединение «Зоря». Эти предприятия производили все без исключения газотурбинные двигатели и агрегаты для кораблей ВМФ СССР.

После распада СССР властями независимой Украины оба предприятия были объединены в «Научно-производственный комплекс газотурбостроения «Зоря — Машпроект». Он 15 лет продолжал поставлять газовые турбины уже для российских кораблей. 

— И что, в России никто не думал, что отношения с Украиной могут зайти в тупик?

— Нельзя сказать, что Российский флот эта ситуация не тяготила. Уже в 1992 г. по инициативе моряков начались проектные работы по созданию российских корабельных газотурбинных двигателей в Рыбинске. Там на основе советского газогенератора «изделие 77» были разработаны морские газотурбинные двигатели М75РУ мощностью 7000 л. с. и М70ФРУ мощностью 14 000 л. с. Их делали долго, государственные испытания завершились только в 2006-2008 гг. Двигателестроителей никто особенно не торопил. Полное прекращение нового надводного военного кораблестроения в России с середины 1990-х и до конца 2000-х годов сделало тему российских корабельных газовых турбин неактуальной. В серию рыбинские двигатели так и не пошли, потребность в единичных турбинах вполне удовлетворялась продукцией из Украины. 

Украина против?

Но в 2000-х годах в России началась постройка современных фрегатов. Они тоже были рассчитаны под украинские двигатели?

— Да, 6 фрегатов проекта 11356 типа «Адмирал Григорович» были заказаны для Военно-морского флота с газотурбинными двигателями и редукторами для них от «Зори — Машпроекта», поскольку тогда считалось, что разработка и организация достаточно малосерийного производства двигателей для них в России затянет постройку кораблей слишком надолго.

Все пришлось экстренно менять после присоединения Крыма, когда в июне 2014 г. Правительство Украины наложило запрет на поставку в Россию корабельных двигателей. К тому времени в Россию были отгружены комплекты газовых турбин только для двух первых фрегатов проекта 22350 из восьми строящихся на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге, и для первых трех фрегатов проекта 11356 из шести заказанных заводу «Янтарь» в Калининграде.

Строительство кораблей, не получивших главные энергетические установки, встало. Три недостроенных фрегата проекта 11356 в итоге так никогда и не поднимут Андреевский флаг. Два из них достраиваются для Индии (она самостоятельно выкупила уже изготовленные для них двигатели у Украины), третий тоже надеются кому-нибудь продать. В отношении же новых фрегатов проекта 22350, которые должны составить ядро обновленного Российского флота были приняты кардинальные меры.

Не сразу, но свои

Какие именно меры? Ведь такие сложные изделия, как газотурбинные двигатели, по щелчку пальцами не появляются.

— В 2014 г. «Объединенная двигателестроительная корпорация» «Ростеха» (ОДК) в рамках госпрограммы импортозамещения начала ускоренную доработку и освоение серийного производства главного газотурбинного двигателя М90ФР мощностью 27500 л. с. Он должен был заменить двигатель советских еще времен М90Ф, производимый в Николаеве.

Одновременно были начаты работы по модернизации и доведению до серийного производства двигателей М70ФРУ, о котором я уже сказал. Основное внимание, естественно, было уделено двигателю М90ФР, остро необходимому для «зависших» фрегатов типа «Адмирал Горшков».

К концу 2017 г. задача импортозамещения в Рыбинске была успешно решена. Первый комплект полностью российских газотурбинных двигателей М90ФР был в конце 2020 г. загружен на третий строящийся фрегат проекта 22350 «Адмирал Головко». Теперь он может быть сдан флоту в 2022 г. Следующие комплекты достались фрегату «Адмирал Исаков» и корвету нового проекта 20386 «Меркурий». Заключены контракты на изготовление двигателей еще для 4 кораблей проекта 22350. Таким образом, производство российских двигателей М90ФР вышло на ритмичную основу и способно обеспечить потребности моряков в новых кораблях.

Предполагается, что М90ФР станет основой для перспективных морских двигателей еще большей мощности, работы по которым в ОДК уже начаты.

Вы упомянули еще один двигатель, М70ФРУ мощностью 14 000 л. с. Для каких кораблей он предназначен?

В качестве маршевого двигателя — для корветов, фрегатов, эсминцев. Его разновидность М70ФРУ-2 предназначена для десантных кораблей на воздушной подушке «Мурена» и «Зубр». На основе М70ФРУ также разработан морской двигатель гражданского назначения Е70/8РД.

Скажите, импортозамещение в области газотурбинных двигателей — это был единственный способ получить их?

— После того как их нам отказалась продавать Украина, да. Кроме нее в мире мощные двигатели такого класса до недавнего времени выпускали лишь США и Великобритания. В Италии и Японии такие двигатели выпускаются по американским лицензиям. Тот же Китай более 20 лет шел к начатому лишь несколько лет назад производству копий николаевских корабельных газовых турбин, имея лицензионное соглашение с «Зорей — Машпроектом» и масштабное содействие со стороны николаевских специалистов.

Самостоятельная организация всего за несколько лет в России полностью собственного серийного производства нескольких типов корабельных газотурбинных двигателей стала крупным достижением российского ОПК. Таким образом, Россия смогла сама ликвидировать тяготевшее над нашим военным кораблестроением почти три десятилетия «узкое горлышко» зависимости от украинских поставок энергетических установок.

В апреле 2017 г. президент России Владимир Путин лично присутствовал при запуске испытаний нового российского газотурбинного двигателя для десантного корабля на воздушной подушке типа «Зубр». Он напомнил, что все началось в 2014 г., «когда некоторые партнеры отказались от поставок в Россию». «Тогда мы и приняли решение: не будем делать что-то такое среднее, а будем отрабатывать свои собственные новые продукты, свои новые решения, свои новые машины, и мы даже пошли на то, чтобы сместить вправо программу перевооружения российского флота, ожидая вашу машину», — сказал президент РФ.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах