Примерное время чтения: 3 минуты
4139

Суровая НИТКА. Зачем России второй «сухопутный авианосец»

Вид блока БС-1 наземного испытательного тренировочного комплекса авиационного НИТКА с воздуха. Саки, Крым.
Вид блока БС-1 наземного испытательного тренировочного комплекса авиационного НИТКА с воздуха. Саки, Крым. Commons.wikimedia.org

Сроки сдачи нового наземного испытательного тренировочного комплекса авиационного (НИТКА) в Ейске перенесены как минимум на 2022 год с началом функционирования в 2023 году. Об этом ТАСС сообщили источники в оборонно-промышленном комплексе. НИТКА — второй российский наземный аналог авианосца, предназначенный для воспроизведения обстановки «в море». Первый такой объект расположен в Крыму, и у специалистов вызывает сомнения целесообразность содержания двух однотипных объектов, особенно в отсутствие действующих авианосцев. 

Разговоры об окончании строительства и скором начале эксплуатации комплекса в Ейске (Краснодарский край) идут не первый год. Изначально НИТКА должна была открыться для использования самолётами около 5 лет назад, однако сроки несколько раз сдвигались. По последним данным, завершить строительно-монтажные работы планируется не ранее конца текущего года, а осуществить сдачу объекта — в 2022 году. Если эти планы будут выдержаны, то НИТКА начнёт эксплуатироваться в лучшем случае в 2023 году.

Украинский вопрос

Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный представляет собой аэродром с летным полем, размеры которого соответствуют габаритам летной палубы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Поле оборудовано трамплином и авиафинишерами. Самолеты взлетают оттуда в сторону моря. Аналогии напрашиваются сами собой, поэтому летчики в шутку его называют «сухопутным авианосцем».

Первый такой комплекс был построен в советское время на аэродроме близ крымского города Саки. После распада Советского Союза на нем первое время обучали исключительно украинских летчиков. Затем НИТКА начала сдаваться в аренду России для тренировок морской авиации Северного флота. Из-за нестабильной политической ситуации планы боевой подготовки российских летчиков палубной авиации неоднократно приходилось корректировать. К примеру, в 2008 и 2009 годах тренировки не проводились. После таких демаршей было начато экстренное строительство российского комплекса в Ейске, а от крымского тренажера по планам должны были отказаться в 2014 году. 

После того как с возвращением Крыма в состав России в распоряжении РФ оказался построенный там еще в советское время аналогичный комплекс, у военных возникли сомнения в целесообразности содержания сразу двух объектов, которые находятся в непосредственной близости друг от друга и предназначены для выполнения схожих задач. При этом возникла дилемма. Комплекс НИТКА в Ейске хоть и не достроен, но оснащен более современным оборудованием и входит в состав Центра подготовки летчиков морской авиации. Сакский тренажер сильно устарел и требует модернизации и новых финансовых вливаний. Одна из причин, по которым решено оставить комплекс НИТКА в Крыму, — дань уважения специалистам, которые не дали его разграбить и растащить.

Каждому свое

В итоге было принято решение развивать комплексы НИТКА и в Крыму, и в Ейске, но определить для них разные задачи. Личный состав корабельных истребительных авиаполков продолжит тренировки в аналогичном комплексе в Крыму. В дальнейшем крымский комплекс тоже планируется модернизировать. А в Ейске «сухопутный авианосец» будет использоваться при испытаниях новых самолетов и обучении летчиков.

По словам бывшего командующего 4-й армией ВВС и ПВО, Героя России генерал-лейтенанта Валерия Горбенко, второй наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный может понадобиться, если в России начнут строить новые авианосцы:

«Строительство второго комплекса НИТКА в Ейске было вынужденной мерой, Украина постоянно повышала цену аренды крымского тренажера, да и вообще грозилась запретить его аренду в 2014 году. Тогда в России было решено в кратчайшие сроки построить свой авиационный комплекс, чтобы не потерять натренированность пилотов палубной авиации. Первые самолеты с нового тренажера взлетели еще в 2013-м, это были испытательные полеты. Но потом, видимо, строительство было заморожено. По большому счету сегодня во втором комплексе НИТКА необходимости нет. Палубных летчиков не так много, а использовать тренажер для подготовки других пилотов нет смысла. Но очевидно, что его достроят на перспективу. Он понадобится, когда в России будут построены новые авианосцы».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах