Советский тяжелый танк КВ-1. Инфографика
19 декабря 1939 года был принят на вооружение советский тяжелый танк КВ-1. Он был назван в честь первого маршала Советского Союза Климента Ворошилова. Проектировать танк начали в конце 1938 года на Кировском заводе в Ленинграде в соответствии с постановлением Комитета Обороны СССР. Проектным названием нового тяжелого танка была аббревиатура СМК («Сергей Миронович Киров»).
Изначально на танке планировали установить три башни, как это было принято в середине и в конце 1930-х годов. Однако группа молодых специалистов, работавших на Кировском заводе, посчитала, что наличие большого количества башен не является преимуществом, и создала в качестве эксперимента уменьшенный по длине на два опорных катка вариант танка с одной башней.
Боевую машину выпускали с августа 1939 по август 1942 года. Танк сочетал в себе предельно возможные показатели мощности огня. КВ-1 имел на вооружении 76-мм пушку и четыре 7,62-мм пулемета ДТ. Пушка Л-11, созданная в конструкторском бюро ленинградского Кировского завода, обладала неплохими характеристиками по бронепробиваемости. Она могла поражать любой тип вражеского танка на дистанции до 500 метров. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 612 м/с, что позволяло пробивать вертикально установленный лист брони толщиной до 50 мм. Однако она оказалась недостаточно сильной для поражения дотов и дзотов противника. Поэтому уже после принятия на вооружение на базе КВ началась разработка танка с увеличенной башней и установленной 152-мм гаубицей. С ноября 1940 года на танк вместо пушки Л-11 начали устанавливать 76-мм пушку Ф-32 производства Горьковского завода № 92.
КВ-1 имел классическую компоновку. В нем были разделены отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель и стрелок-радист размещались в отделении управления, три других члена экипажа имели рабочие места в боевом отделении, которое объединяло среднюю часть бронекорпуса и башню.
Со стороны военных танк вызывал противоречивые оценки. С одной стороны, они отмечали неуязвимость боевой машины, а с другой — указывали на ее недостаточную надежность. Во второй половине 1930-х годов главным недостатком большинства танков была слабая броня. В КВ-1 броневой корпус обеспечивал надежную защиту. Пробить его можно было из противотанковых пушек и крупнокалиберных пулеметов. Как показали испытания, боевую машину не могла поразить ни одна противотанковая пушка противника.
Броня танка была выполнена из катаных броневых плит толщиной 75, 40, 30 и 20 мм. Толщина брони составляла 75 мм у сварных башен и 95 мм — у литых. Во второй половине 1941 года сварные башни и бортовые бронеплиты некоторых танков были дополнительно усилены 25-мм броневыми экранами. На момент создания КВ-1 превосходил любой тяжелый танк, пока в конце 1942 года у немцев не появился тяжелый танк «Тигр», 88-мм снаряды которого выводили из строя любой танк того времени.
Были у танка и недостатки. Он с трудом преодолевал крутые склоны. Кроме того, из-за своей массы танк не позволял двигаться колесной технике после него. Поэтому КВ всегда шли в конце колонны. Помимо этого, трансмиссия танка не выдерживала перегрузок и часто выходила из строя. Коробка перемены передач не обладала достаточной прочностью, вследствие чего имели место аварийные поломки.