Удар бушпритом
Российский учебный парусник «Крузенштерн» получил разрешение от властей Исландии покинуть порт Рейкьявик и взял курс на Мурманск, сообщает «Интерфакс».
Трёхдневная задержка в порту столицы Исландии была связана с инцидентом, происшедшим 11 июня.
9 июня «Крузенштерн» прибыл в Рейкьявик в рамках навигации 2015 года, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. На его борту находились около 120 российских курсантов, 23 практиканта французской Высшей национальной морской школы из Марселя и 70 членов постоянной команды.
Судно, шедшее по маршруту военных арктических конвоев, пробыло в Рейкьявике два дня и 11 июня намеревалось продолжить свой путь.
Однако при выходе из гавани Эйстюрхебн порта Рейкьявик «Крузенштерн», который разворачивали исландские буксиры, ударил бушпритом по двум корабля береговой охраны Исландии — «Тору» и «Тюру». По версии российской стороны, все три судна получили незначительные повреждения — у «Тора» пострадала сигнальная мачта, у «Тюра» были повреждены надстройки, а у самого «Крузенштерна» погнулся бушприт.
Бушприт — это горизонтальное либо наклонное рангтоутное древо, выступающее вперёд с носа парусного судна. Он предназначен для вынесения вперед так называемого «центра парусности», что улучшает маневренность судна.
Претензии на 100 миллионов
После происшествия власти Исландии наложили запрет на выход «Крузенштерна» из порта до окончания разбирательства и получения гарантий от российских страховщиков.
Как сообщило агентство FlashNord со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, военно-морские силы Исландии оценили ущерб от столкновения в 100 миллионов исландских крон, или в 42 миллиона рублей. Российские специалисты считают, что реальный ущерб при этом в несколько раз меньше заявленной суммы.
Учитывая сложную внешнеполитическую ситуацию, возникло опасение, что данное происшествие может стать причиной длительной задержки «Крузенштерна» в Исландии.
Но, к счастью, для судна и экипажа всё закончилось благополучно. По заявлению Ирины Образцовой, пресс-секретаря Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (БГАРФ), в подчинении которой находится судно, все формальности улажены, и «Крузенштерн» получил разрешение на выход из порта. Дальнейшим решением всех вопросов займутся страховые компании.
Построенный немцами парусник выигрывал регату в честь 500-летия открытия Америки
Барк «Крузенштерн» был построен в 1925–1926 годах на немецких верфях, получив первоначальное название «Падуя». В 1946 году он перешёл в собственность Советского Союза по репарациям, наложенным на Германию по итогам Второй мировой войны. Судно было переименовано в честь руководителя первой русской кругосветной экспедиции Ивана Фёдоровича Крузенштерна, а портом его приписки стал Калининград.
До 1960-х годов на судне проходили практику курсанты военно-морских училищ СССР, затем его стали использовать и для обучения гражданских моряков, а в 1983 году «Крузенштерн» был передан из Балтийского отряда учебных судов в порту Рига производственному объединению рыбной промышленности «Эстрыбпром» в Таллине.
В марте 1991 года «Крузенштерн» был передан от производственного объединения «Эстрыбпром» (Таллин) Калининградскому высшему инженерному морскому училищу (КВИМУ), которое ныне носит название Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота (БГАРФ).
В 1992 году «Крузенштерн», регулярно принимающий участие в регатах, победил в гонке от Бостона до Ливерпуля в честь 500-летия открытия Америки.
Утопление датского буксира обошлось без последствий
Инцидент в Исландии — второе происшествие подобного рода, происшедшее с барком «Крузенштерн» за последние 12 месяцев.
В августе 2014 года парусник при выходе из порта Эсбьерг в Дании случайно потопил буксир.
Датский буксир Diver Master был выделен «Крузенштерну» для помощи при выходе из акватории порта.
Команда буксира не смогла вовремя отдать концы, и парусник, завалив Diver Master на левый борт, затянул его под воду. Экипаж злополучного буксира не пострадал.
Несмотря на происшедшее, у администрации датского порта не возникло претензий к команде российского парусника, и «Крузенштерн» без каких-либо задержек продолжил своё плавание.