Все знают, что скат — рыба плоская. Но не все знают, что это близкий родственник акул и что скаты, особенно морские, могут накапливать в себе напряжение, превышающее 220 вольт. Один удар и смерть. Отсюда и название перспективного подводного боевого дрона. Он создан студентами в одном из Новосибирских вузов.
«Это студенческая разработка, — рассказал корреспонденту aif.ru основатель КБ „Спектр“ Андрей Братеньков. — Мы просто увидели её и теперь помогаем молодым конструкторам продвигать проект подводного дрона с дальнейшим запуском в серию. Такие морские беспилотники очень нужны армии. После двух киевских атак на Крымский мост мы должны достойно ответить — „Скат“, как я вижу, сможет это сделать».
Авиационные технологии для подводного дрона
Для разработки подводного ударного дрона применены наработки, которые используются при создании авиационной техники. Если небо — это пятый океан, то сам бог велел, применять при создании морских кораблей «небесные» технологии.
«При создании дрона использовались те же авиационные технологии: полетный контроллер позволяет оператору более эффективно управлять аппаратом с земли. „Скат“ предназначен для осуществления мониторинга гидротехнических сооружений, разминирования, разведки, подъема предметов с глубины до 100 метров», — рассказал руководитель КБ.
Как уточнил представитель разработчика, проектирование «Ската» шло в тесном сотрудничестве с военными, учитывались их пожелания, конечно, с учетом опыта спецоперации.
Вначале подводный дрон проектировался для решения задач по разминированию и минированию прибрежной зоны. Но сейчас поднимается вопрос о развитии платформы «Скат» в качестве ударного подводного беспилотника для атак береговых военных объектов.
Может всё: высадить десант и взорвать корабль врага
Специалисты Кингисеппского машиностроительного завода (KMZ) разработали военный вариант безэкипажного катера (БЭК) и показали его на форуме «Армия 2023». Министерство обороны России заинтересовалось разработкой и планирует заказать у KMZ несколько катеров на платформе «Визир».
«Сейчас мы ведем переговоры с Минобороны о закупке „Визира“, уточняем техническое задание, обсуждаем его модификацию в зависимости от интереса военного ведомства», — рассказал в интервью РИА Новости управляющий директор KMZ Михаил Даниленко.
Платформа катера универсальна и позволяет комплектовать его вооружением в зависимости от задач. На него можно устанавливать крупнокалиберный пулемет и легкие ракеты для борьбы с морскими и воздушными дронами противника.
Кроме того, размеры БЭК на платформе «Визир» позволяют брать на борт даже небольшую группу десанты для скрытой высадки на побережье противника.
Силами одного оператора может вестись управление шестью катерами. При попытке перехвата противником или при потере связи БЭК самостоятельно возвращаются на базу. Запас хода такого катера до 600 км, скорость — порядка 80 км/час.
Как считают разработчики, БЭК можно использовать даже в качестве морского дрона-камикадзе.
Его можно упростить, то есть сделать меньших габаритов, начинить взрывчаткой и отправить по цели. Его полезная нагрузка сейчас составляет порядка 500 кг при очень хорошей маневренности и мореходности», — отмечают в KMZ.