«Что же там такое на этой выставке „Оружие Победы“, если все, включая губернатора Пермского края, постоянно о ней говорят?» — задаёшься вопросом и отправляешься на экспозицию. Она развернулась на заводе имени Шпагина. Эта локация не раз удивляла, а иногда и эпатировала посетителей. Более того, это тоже своего рода экспонат — во времена Великой Отечественной войны там производили бронепоезда и другую продукцию для фронта. Оттого любопытство только нарастает. Да ещё все наслышаны о том, что на выставке представлены не только повествующие о вооружении времён Второй мировой экспонаты, но и аналоги тех, что используют сейчас в СВО.
Раритеты из закромов
В цехе № 5 завода имени Шпагина сейчас находится около 400 экспонатов, часть из которых ранее мог созерцать лишь весьма узкий круг людей, а то и вовсе единицы. Это в том числе техника с научных и корпоративных выставок, а также долгие годы томившиеся в музейных хранилищах, но не потерявшие своего блеска раритеты. Кажется, что военная техника и сейчас готова к бою, а двигатели и редукторы вот-вот заурчат.
«Экспонаты предоставили 29 предприятий и организаций Пермского края, в том числе музеи, архивы и учебные заведения. Например, две пушки, миномёт и знаменитый швецовский авиадвигатель М-82 времён Великой Отечественной войны заимствованы в ПНИПУ. Самые тяжёлые экспонаты — артиллерийские системы — доставили в помещение выставки сразу после парада 9 Мая», — рассказала заведующая Домом Мешкова (это подразделение Пермского краеведческого музея, который отбирал экспонаты и проводил исследовательскую работу) Светлана Неганова.
Объединяет экспонаты то, что они произведены на предприятиях Прикамья.
СВО ближе, чем кажется
Выставка разделена на несколько блоков. Сначала посетители попадают в павильон, который посвящён спецоперации и называется «Мы защищаем свой дом».
«Эта часть экспозиции рассказывает о причинах начала СВО, помощи, которую оказывает Пермский край Северодонецку и фронту. Посетители могут узнать о волонтёрских соединениях, создающих вещи первой необходимости для бойцов, подразделениях добровольцев и служащих по контракту в зоне спецоперации», — рассказывает экскурсовод Павел Клецкин.
Здесь можно увидеть, какие маскировочные сети делают волонтёры, какое обмундирование изготавливают своими руками.
Прямиком из прошлого
Что производили в Прикамье в годы Великой Отечественной для фронта?
«На выставке можно увидеть пушки, авиамотор и карбюраторы для авиадвигателей, боеприпасы, в том числе для знаменитых „Катюш“. Также представлены предметы военной экипировки, материалы о пермских бронепоездах, аэросанях, бронекатерах и не только», — говорит Светлана Неганова.
Один из любопытных экспонатов — двигатель АШ-82, разработанный конструкторским бюро Аркадия Швецова.
«В годы Великой Отечественной войны у нас была некая конкуренция в двигателестроении. „Соревновались“ V-образные двигатели водяного охлаждения и звездообразные воздушного охлаждения. У последних (таких как АШ-82) был очень серьёзный минус. Из-за большого диаметра они не подходили по габаритам большинству самолётов. Приходилось переделывать корпус воздушного судна. Зато АШ-82 очень надёжный. Даже когда во время воздушных боёв враг выводил из строя 6 цилиндров из 14, двигатель всё равно работал. У пилота была возможность безопасно посадить самолёт. В послевоенный период двигатель тоже пригодился. Его ставили на самолёты Ил-14. А это ближнемагистральная пассажирская и арктическая авиация СССР. Так что создание двигателей для экстремально низких температур — это к Прикамью», — говорит Павел Клецкин.
Не конфетка
Другой любопытный, но далеко не всем известный экспонат производил в городе Молотове (сейчас — Пермь) завод «Красный октябрь». Не стоит путать с кондитерской фабрикой. Вражеские будни не были сладкими благодаря выпускавшимся в Прикамье аэросаням НКЛ-16.
«На экспозиции представлен макет, сконструированный с использованием подлинных аэросаней времён Великой Отечественной войны. В основе их был деревянный каркас. А впереди стояла стальная плита толщиной 8 миллиметров для защиты от ударов. Сани у нас использовались вплоть до 1944 года на северных фронтах. На лето их консервировали. Занятный момент: для аэросаней использовали авиационный двигатель М-11, который ставили на маленькие деревянные самолёты По-2 конструктора Поликарпова. На таких в годы Второй мировой летал женский бомбардировочный полк „Ночные ведьмы“. Когда лётный ресурс двигателя заканчивался, его не выбрасывали, а ставили на другие агрегаты, в том числе — на аэросани. Механиков-водителей для этих саней обучали в Соликамске в специально открытом аэросанном училище», — рассказывает Павел Клецкин.
На фронте аэросани применялись для оперативной связи, доставки военных грузов. Также с их помощью проводили патрульные, десантные и боевые операции. Всего в Молотове изготовили 300 НКЛ-16.
Чем вооружены участники СВО?
Рядом с аэросанями в сумрак под потолком уходит гигантский ствол гаубицы 2А65 «Мста-Б». Чтобы сфотографировать её целиком, надо постараться.
«Сегодня эту гаубицу можно увидеть в репортажах с СВО. Она производит семь-восемь выстрелов в минуту калибром 152 миллиметра на расстояние в 27 километров. Это очень серьёзная дистанция для столь мощного снаряда. Сегодня гаубица „Мста-Б“ на наших заводах больше не производится. Выпускается самоходный вариант — „Мста-С“. А пермский завод сосредоточен, к примеру, на создании пушки „Гиацинт-Б“», — рассказывают на выставке.
Уничтожить площадь, равную двум футбольным полям, под силу «Граду» — реактивной системе залпового огня. Её тоже применяют в зоне СВО. Экспонат для выставки предоставили «Мотовилихинские заводы».
Из технических характеристик можно выделить четыре десятка направляющих снаряды труб. Дальность выстрела — до 42 километров. Правда, сейчас «Мотовилихинские заводы» уже не выпускают такое оружие. Его по необходимости выводят из консервации. Предприятие сосредоточено на создании более современных систем, таких как «Смерч» и «Ураган». Снаряды и пороха для системы «Град» производятся, в том числе, на заводе в Соликамске.
«Ещё один экспонат нашей выставки — это двухконтурный турбореактивный двигатель Д-30Ф6 конструкторского бюро Павла Соловьёва. Эти двигатели сегодня стоят на истребителях-перехватчиках МиГ-31, которые принимают участие в спецоперации. Также их каждый вечер можно услышать в небе над Пермью. Самолёт на двух таких двигателях способен развить скорость в три тысячи километров в час. Скорость звука — примерно 1200 километров в час. Так что здесь почти три скорости звука. Сегодня в Прикамье производством Д-30 не занимаются. Мы сконцентрированы на ПС-90А и ПД-14. На наших двигателях сегодня летают борт президента (Ил-96), Ту-204, Ту-214», — говорит Павел Клецкин.
Также на выставке представлен редуктор вертолёта Ми-8, задача которого — передавать обороты с двигателя на винтовую втулку (то есть — раскрутить основной винт).
«Ми-8 активно применяют в СВО. А редукторы для них, а также Ми-17, Ми-34, Ми-35, „Ансата“ по-прежнему создают в Перми, как и для Ми-26 — самого большого транспортного вертолёта в мире. Его грузоподъёмность — 20 тонн», — рассказывает Павел Клецкин.
К звёздам
Но не всё об оружии — надо подумать и о высоком. Часть экспозиции повествует о предприятиях Прикамья, которые стали частью космической отрасли. Одно из них — «Протон-ПМ». Для выставки предприятие предоставило двигатель РД-214. Такие использовали для баллистических ракет Р-12, на базе которых создан ракетоноситель «Космос». Также на экспозиции есть двигатель РД-275. Такие используются на первой ступени ракетоносителя «Протон», который до сих пор выводит грузы на МКС.
«На ракетоносителе „Протон“ используют сразу шесть двигателей РД-275. Но каждая партия состоит из семи. Седьмой идёт на испытательный полигон, где должен продержаться три минуты. В противном случае вся партия считается бракованной», — говорит Павел Клецкин.
Сразу три двигателя разного калибра предоставило для выставки научно-производственное объединение «Искра».
«Шаттл СССР „Буран“ должен был стать многоразовой системой космического полёта. Правда, отправился к звёздам всего один раз — в 1988 году. Многоразовым должен был быть и ракетоноситель „Энергия“. Его планировали вернуть на землю, прочистить, заправить и использовать повторно. „Искра“ создала для системы „Энергия“ 56 двигателей. Они нужны для отсоединения пустых топливных баков от ракетоносителя, отвода их на безопасное расстояние и обеспечения мягкой посадки. Со своей задачей „Искра“ справилась. И фактически у нас появилась своя система многоразового полёта в космос почти за сорок лет до Илона Маска и его SpaceX», — говорит Павел Клецкин.
Уникальная и растущая
Уникальной экспозицию делает не только коллекция. В Перми традиционно проводят промышленные выставки по отраслям, инженерные форумы, где предприятия выставляют свою продукцию и технологии. Однако эти экспозиции в основном призваны решать коммерческие задачи, способствовать продвижению экспонатов.
«Проект „Оружие Победы“ стал первым масштабным выставочным опытом представления местной промышленности в музейном, историческом контексте, в ретроспективе, охватывающей более ста лет истории края — от Пермских пушечных заводов до современных предприятий оборонного комплекса», — говорит директор Пермского краеведческого музея Татьяна Вострикова.
Кроме того, на экспозиции — а именно на уличной стендовой части под названием «Гениальные генеральные» — можно узнать о конструкторах оборонных предприятий Перми. Информация о некоторых персонах раньше была строго засекречена.
Ещё одна особенность выставки «Оружие Победы» в том, что она не статична. Экспозиция трансформируется и растёт. Например, сейчас её специально обновили к предстоящему Пермскому инженерно-промышленному форуму, который пройдёт с 29 ноября по 1 декабря 2023 года.