Примерное время чтения: 14 минут
257

Секреты на заводе. Что стоит посмотреть на выставке «Оружие Победы»

Выставка «Оружие Победы» открылась на заводе имени Шпагина в Перми.
Выставка «Оружие Победы» открылась на заводе имени Шпагина в Перми. / Фото: Ирина Вервильская / АиФ

«Что же там такое на этой выставке „Оружие Победы“, если все, включая губернатора Пермского края, постоянно о ней говорят?» — задаёшься вопросом и отправляешься на экспозицию. Она развернулась на заводе имени Шпагина. Эта локация не раз удивляла, а иногда и эпатировала посетителей. Более того, это тоже своего рода экспонат — во времена Великой Отечественной войны там производили бронепоезда и другую продукцию для фронта. Оттого любопытство только нарастает. Да ещё все наслышаны о том, что на выставке представлены не только повествующие о вооружении времён Второй мировой экспонаты, но и аналоги тех, что используют сейчас в СВО.

Раритеты из закромов

В цехе № 5 завода имени Шпагина сейчас находится около 400 экспонатов, часть из которых ранее мог созерцать лишь весьма узкий круг людей, а то и вовсе единицы. Это в том числе техника с научных и корпоративных выставок, а также долгие годы томившиеся в музейных хранилищах, но не потерявшие своего блеска раритеты. Кажется, что военная техника и сейчас готова к бою, а двигатели и редукторы вот-вот заурчат. 

«Экспонаты предоставили 29 предприятий и организаций Пермского края, в том числе музеи, архивы и учебные заведения. Например, две пушки, миномёт и знаменитый швецовский авиадвигатель М-82 времён Великой Отечественной войны заимствованы в ПНИПУ. Самые тяжёлые экспонаты — артиллерийские системы — доставили в помещение выставки сразу после парада 9 Мая», — рассказала заведующая Домом Мешкова (это подразделение Пермского краеведческого музея, который отбирал экспонаты и проводил исследовательскую работу) Светлана Неганова

Объединяет экспонаты то, что они произведены на предприятиях Прикамья. 

СВО ближе, чем кажется

Выставка разделена на несколько блоков. Первый посвящён СВО.
Выставка разделена на несколько блоков. Первый посвящён СВО. Фото: АиФ/ Ирина Вервильская

Выставка разделена на несколько блоков. Сначала посетители попадают в павильон, который посвящён спецоперации и называется «Мы защищаем свой дом». 

«Эта часть экспозиции рассказывает о причинах начала СВО, помощи, которую оказывает Пермский край Северодонецку и фронту. Посетители могут узнать о волонтёрских соединениях, создающих вещи первой необходимости для бойцов, подразделениях добровольцев и служащих по контракту в зоне спецоперации», — рассказывает экскурсовод Павел Клецкин

Такие маскировочные сети делают волонтёры.
Такие маскировочные сети делают волонтёры. Фото: АиФ/ Ирина Вервильская

Здесь можно увидеть, какие маскировочные сети делают волонтёры, какое обмундирование изготавливают своими руками. 

Прямиком из прошлого

Что производили в Прикамье в годы Великой Отечественной для фронта? 

«На выставке можно увидеть пушки, авиамотор и карбюраторы для авиадвигателей, боеприпасы, в том числе для знаменитых „Катюш“. Также представлены предметы военной экипировки, материалы о пермских бронепоездах, аэросанях, бронекатерах и не только», — говорит Светлана Неганова. 

Один из любопытных экспонатов — двигатель АШ-82, разработанный конструкторским бюро Аркадия Швецова. 

«В годы Великой Отечественной войны у нас была некая конкуренция в двигателестроении. „Соревновались“ V-образные двигатели водяного охлаждения и звездообразные воздушного охлаждения. У последних (таких как АШ-82) был очень серьёзный минус. Из-за большого диаметра они не подходили по габаритам большинству самолётов. Приходилось переделывать корпус воздушного судна. Зато АШ-82 очень надёжный. Даже когда во время воздушных боёв враг выводил из строя 6 цилиндров из 14, двигатель всё равно работал. У пилота была возможность безопасно посадить самолёт. В послевоенный период двигатель тоже пригодился. Его ставили на самолёты Ил-14. А это ближнемагистральная пассажирская и арктическая авиация СССР. Так что создание двигателей для экстремально низких температур — это к Прикамью», — говорит Павел Клецкин. 

Не конфетка 

Другой любопытный, но далеко не всем известный экспонат производил в городе Молотове (сейчас — Пермь) завод «Красный октябрь». Не стоит путать с кондитерской фабрикой. Вражеские будни не были сладкими благодаря выпускавшимся в Прикамье аэросаням НКЛ-16. 

Макет аэросаней НКЛ-16. В основе их был деревянный каркас.
Макет аэросаней НКЛ-16. В основе их был деревянный каркас. Фото: АиФ/ Ирина Вервильская

«На экспозиции представлен макет, сконструированный с использованием подлинных аэросаней времён Великой Отечественной войны. В основе их был деревянный каркас. А впереди стояла стальная плита толщиной 8 миллиметров для защиты от ударов. Сани у нас использовались вплоть до 1944 года на северных фронтах. На лето их консервировали. Занятный момент: для аэросаней использовали авиационный двигатель М-11, который ставили на маленькие деревянные самолёты По-2 конструктора Поликарпова. На таких в годы Второй мировой летал женский бомбардировочный полк „Ночные ведьмы“. Когда лётный ресурс двигателя заканчивался, его не выбрасывали, а ставили на другие агрегаты, в том числе — на аэросани. Механиков-водителей для этих саней обучали в Соликамске в специально открытом аэросанном училище», — рассказывает Павел Клецкин. 

На фронте аэросани применялись для оперативной связи, доставки военных грузов. Также с их помощью проводили патрульные, десантные и боевые операции. Всего в Молотове изготовили 300 НКЛ-16.

В Молотове произвели 300 НКЛ-16.
В Молотове произвели 300 НКЛ-16. Фото: АиФ/ Ирина Вервильская

Чем вооружены участники СВО?

Рядом с аэросанями в сумрак под потолком уходит гигантский ствол гаубицы 2А65 «Мста-Б». Чтобы сфотографировать её целиком, надо постараться. 

Сегодня гаубица «Мста-Б» (на первом плане) на пермских заводах больше не производится.
Сегодня гаубица «Мста-Б» (на первом плане) на пермских заводах больше не производится. Фото: АиФ/ Ирина Вервильская

«Сегодня эту гаубицу можно увидеть в репортажах с СВО. Она производит семь-восемь выстрелов в минуту калибром 152 миллиметра на расстояние в 27 километров. Это очень серьёзная дистанция для столь мощного снаряда. Сегодня гаубица „Мста-Б“ на наших заводах больше не производится. Выпускается самоходный вариант — „Мста-С“. А пермский завод сосредоточен, к примеру, на создании пушки „Гиацинт-Б“», — рассказывают на выставке. 

Уничтожить площадь, равную двум футбольным полям, под силу «Граду» — реактивной системе залпового огня. Её тоже применяют в зоне СВО. Экспонат для выставки предоставили «Мотовилихинские заводы». 

«Град» способен уничтожить объекты на площади в два футбольных поля.
«Град» способен уничтожить объекты на площади в два футбольных поля. Фото: АиФ/ Ирина Вервильская

Из технических характеристик можно выделить четыре десятка направляющих снаряды труб. Дальность выстрела — до 42 километров. Правда, сейчас «Мотовилихинские заводы» уже не выпускают такое оружие. Его по необходимости выводят из консервации. Предприятие сосредоточено на создании более современных систем, таких как «Смерч» и «Ураган». Снаряды и пороха для системы «Град» производятся, в том числе, на заводе в Соликамске. 

«Ещё один экспонат нашей выставки — это двухконтурный турбореактивный двигатель Д-30Ф6 конструкторского бюро Павла Соловьёва. Эти двигатели сегодня стоят на истребителях-перехватчиках МиГ-31, которые принимают участие в спецоперации. Также их каждый вечер можно услышать в небе над Пермью. Самолёт на двух таких двигателях способен развить скорость в три тысячи километров в час. Скорость звука — примерно 1200 километров в час. Так что здесь почти три скорости звука. Сегодня в Прикамье производством Д-30 не занимаются. Мы сконцентрированы на ПС-90А и ПД-14. На наших двигателях сегодня летают борт президента (Ил-96), Ту-204, Ту-214», — говорит Павел Клецкин. 

Также на выставке представлен редуктор вертолёта Ми-8, задача которого — передавать обороты с двигателя на винтовую втулку (то есть — раскрутить основной винт). 

«Ми-8 активно применяют в СВО. А редукторы для них, а также Ми-17, Ми-34, Ми-35, „Ансата“ по-прежнему создают в Перми, как и для Ми-26 — самого большого транспортного вертолёта в мире. Его грузоподъёмность — 20 тонн», — рассказывает Павел Клецкин. 

К звёздам 

Но не всё об оружии — надо подумать и о высоком. Часть экспозиции повествует о предприятиях Прикамья, которые стали частью космической отрасли. Одно из них — «Протон-ПМ». Для выставки предприятие предоставило двигатель РД-214. Такие использовали для баллистических ракет Р-12, на базе которых создан ракетоноситель «Космос». Также на экспозиции есть двигатель РД-275. Такие используются на первой ступени ракетоносителя «Протон», который до сих пор выводит грузы на МКС. 

«На ракетоносителе „Протон“ используют сразу шесть двигателей РД-275. Но каждая партия состоит из семи. Седьмой идёт на испытательный полигон, где должен продержаться три минуты. В противном случае вся партия считается бракованной», — говорит Павел Клецкин.

Сразу три двигателя разного калибра предоставило для выставки научно-производственное объединение «Искра». 

«Шаттл СССР „Буран“ должен был стать многоразовой системой космического полёта. Правда, отправился к звёздам всего один раз — в 1988 году. Многоразовым должен был быть и ракетоноситель „Энергия“. Его планировали вернуть на землю, прочистить, заправить и использовать повторно. „Искра“ создала для системы „Энергия“ 56 двигателей. Они нужны для отсоединения пустых топливных баков от ракетоносителя, отвода их на безопасное расстояние и обеспечения мягкой посадки. Со своей задачей „Искра“ справилась. И фактически у нас появилась своя система многоразового полёта в космос почти за сорок лет до Илона Маска и его SpaceX», — говорит Павел Клецкин.

Уникальная и растущая

Уникальной экспозицию делает не только коллекция. В Перми традиционно проводят промышленные выставки по отраслям, инженерные форумы, где предприятия выставляют свою продукцию и технологии. Однако эти экспозиции в основном призваны решать коммерческие задачи, способствовать продвижению экспонатов. 

Выставка трансформируется и растёт.
Выставка трансформируется и растёт. Фото: АиФ/ Ирина Вервильская

«Проект „Оружие Победы“ стал первым масштабным выставочным опытом представления местной промышленности в музейном, историческом контексте, в ретроспективе, охватывающей более ста лет истории края — от Пермских пушечных заводов до современных предприятий оборонного комплекса», — говорит директор Пермского краеведческого музея Татьяна Вострикова.

ход на выставку «Оружие Победы» — бесплатный.
Вход на выставку «Оружие Победы» — бесплатный. Фото: АиФ/ Ирина Вервильская

Кроме того, на экспозиции — а именно на уличной стендовой части под названием «Гениальные генеральные» — можно узнать о конструкторах оборонных предприятий Перми. Информация о некоторых персонах раньше была строго засекречена. 

Ещё одна особенность выставки «Оружие Победы» в том, что она не статична. Экспозиция трансформируется и растёт. Например, сейчас её специально обновили к предстоящему Пермскому инженерно-промышленному форуму, который пройдёт с 29 ноября по 1 декабря 2023 года.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах