Разработчики отечественных БПЛА выдают «на-гора» новые модели с завидной регулярностью. Беспилотники создаются не только по техническим заданиям Минобороны РФ или других заинтересованных ведомств, но и в инициативном порядке. Проектированием и запуском в производство занимаются как крупные производственные объединения, например, концерн «Калашников» или группа «Кронштадт», так и небольшие частные предприятия по типу подмосковного «Альбатроса» или петербургского IT-бюро «Око». И это даже не вершина айсберга. В России, без преувеличения, начался «беспилотный бум».
Как сказка стала былью
Города будущего обязательно ассоциируются у нас с беспилотным транспортом. Но это «будущее» даже не рядом, мы уже в нем живем. И если наземный беспилотный транспорт только отвоевывает себе место под солнцем, то его летающие собратья работают в небе по полной.
Итак, «дрон» в переводе с английского «трутень» (drone). Название у нас прижилось, впрочем, как и БПЛА — летательный аппарат без экипажа, управляемый оператором или автоматически, по заложенному заданию. Первые дроны были исключительно военными и лишь к 2010 году стали появляться «гражданские» экземпляры.
«И швец, и жнец, и на дуде игрец»
Из диковинки и «игрушки» дроны уже сейчас превратились в тружеников и солдат. А перспективы их еще более впечатляющие. Рынок услуг с использованием БПЛА расширяется постоянно: сельское и лесное хозяйство, нефтегазовый комплекс, поисково-исследовательские работы и строительство. Правовое регулирование и отсутствие беспилотной инфраструктуры пока являются сдерживающим фактором кратного увеличения рынка. Но принятая в России «Стратегия развития беспилотной авиации 2030» указывает на то, что в стране появилась новая отрасль экономики — беспилотные авиационные системы (БАС).
Пока на рынке коммерческих БПЛА лидируют США и Китай, на них приходится 2/3 мировых продаж. Однако доля российских беспилотников будет стремительно расти. По оценкам рабочей группы AeroNet на долю нашей страны может прийтись порядка $15-25 млрд. Не последнюю роль в столь «взрывном» росте интереса к БПЛА сыграла специальная военная операция. Все разработки, которые до этого считались перспективными и финансировались не в полной мере, стали приоритетными. Плюс российские власти сняли ряд бюрократических препон и открыли двери для «народного творчества масс».
«Вектор» движения правильный
Накануне прошла информация, что в Опытно-конструкторском бюро авиастроения начались летные испытания БПЛА «Вектор ЛК-210». Дрон спроектирован под решение задач на поле боя, как бомбардировщик, прежде всего для борьбы с живой силой противника. «Упор в боевой нагрузке, — как объясняет конструктор, — сделан именного под боеприпасы для гранатомётов ВОГ-17 и ВОГ-25, которые есть в любом подразделении».
БПЛА построен по схеме «летающее крыло», способен нести до 2,5 килограмм полезной нагрузки и при необходимости барражировать на высоте более двух километров, высматривая противника. И несомненное преимущество «Вектора-210», что он запускается силами одного человека, а в бою каждый человек на счету.
В инициативном порядке ОКБ ведет работу над мини-дроном «Вектор-120». Боевая нагрузка у «сто двадцатой» модели небольшая — на пару ручных гранат Ф-1 или один выстрел РПГ-7, но главное, что аппарат запускается с одноразового тубуса. Схема схожа с американским Switchblade. А преимущество в том, что запускаться он может из любого положения: окопа, окна дома, лесной опушки. Мобилен, эффективен, опасен.
«У них дронов, как у нас гвоздей»
Так солдаты ВСУ, находящиеся на передовой, оценивают запасы вооружений российской армии. В отличие от их начальников, сидящих в Киеве и твердящих об опустевших арсеналах русских. Но раз за разом нашим ударным беспилотникам приходится приводить киевских «мечтателей» в чувство.
Накануне российская «Герань-2» разнесла на куски здание «Службы безпеки Украiни» (СБУ) в Сумах. Вместе с кирпичами взлетели в воздух и представители украинского генералитета, собравшиеся на секретное совещание. А всего-то один российский БПЛА «Герань-2» участвовал в атаке. Пятьдесят килограмм взрывчатки на скорости 180 км/час пробили насквозь здание и влетели в помещение, где украинский «полководец» чертил стрелки очередного «наступа». На полет «Герани» не отработало ни одно средство ПВО, прикрывающее город. А как тут среагировать: «Герань» летит на высоте 60 метров от земли, практически не оставляя теплового следа. Чем сбивать? Разве что банкой огурцов.
Он не колет — он пронзает
Барражирующий боеприпас «Ланцет-1» и «Ланцет-3» для ВСУ — это вообще «призрак, летящий на крыльях ночи». Дня не обходится, чтобы в интернете не засветилась очередная победа российского БПЛА. Уничтожение вражеской техники поставлено буквально на поток. В «охотничьей» коллекции «Ланцетов»: танки, САУ, гаубицы, РЗСО, радиолокационные станции, бронемашины и ДОТы противника.
При цене $50 тыс. «Ланцет» уничтожает немецкий танк «Леопард» стоимостью $6,79 млн. И таких побед у нашего беспилотника сотни. Боевое крещение «Ланцет-1» прошел в Сирии, а «Ланцет-3» стал пронзать врага в Донбассе. И хоть украинцы частенько хвалятся, что сбивают наши «Ланцеты» пачками, но ни одного фото- или видеодоказательства не предоставлено. А зафиксированных успехов «Ланцетов» выше крыши.
Интеллектуальный «Охотник»
Впервые на крыло ударный беспилотник С-70 «Охотник» стал в 2019 году, совершив тестовый полет вокруг аэродрома. В сентябре того же года Минобороны опубликовало видео совместного полета Су-57 и «Охотника». Западные СМИ утверждают, что «Охотник» уже применялся в ходе спецоперации, отрабатывая удары по намеченным целям. Открытой информации по С-70 немного, хотя МО РФ не раз публиковало фотографии и видео беспилотника и анонсировало его тандемную связку с новым истребителем Су-57.
Конструкция «Охотника» построена по классической схеме «летающее крыло». Стелс-покрытие и отсутствие выступающих частей снижает видимость на наземных радарах ПВО. Набор вооружения предполагается серьезный: это и ракеты «воздух — земля», и набор бомб как планирующих, так и управляемых оператором. Как считают некоторые эксперты, в части автономной работы и искусственного интеллекта «Охотник» близок к истребителям шестого поколения. А выступая ведомым с истребителями пятого поколения, «Охотник» превращается в очень грозную боевую единицу, способную нанести непоправимый ущерб инфраструктурным объектам врага.
Истерика украинцев и западников о появлении в небе Донбасса «Охотника» неудивительна. Попасть ему на прицел, — значит распрощаться с жизнью. Других вариантов нет.
У русских есть чему поучиться
В Китае внимательно присматриваются к тактике использования беспилотной авиации в зоне СВО. Как сообщает ТАСС со ссылкой на гонконгскую газету South China Morning Post, бригада 82-го армейского корпуса Народно-освободительной армии Китая на полигоне отрабатывает боевые операции, копируя опыт российской армии в зоне СВО. Прежде всего это касается использования дронов для разведки и выявления ракетных комплексов противника. Как отметил китайский военный эксперт Сун Чжупнин: «Война на Украине вдохновила вооруженные силы многих стран на модернизацию».