Глава ВВС США Дебора Ли Джеймс объявила о намерении разместить в Европе в рамках инициативы по укреплению безопасности союзников по НАТО многоцелевые американские истребители F-22.
По мнению госпожи Джеймс, истребители данной модели, размещённые в Европе, несомненно, усилят возможности ВВС.
Причиной появления F-22 в Европе является обеспокоенность США действиями России в связи с кризисом на Украине.
О намерении разместить истребители F-22 в Европе Дебора Ли Джеймс заявляла и ранее, однако ни тогда, ни сейчас не были озвучены сроки возможного размещения и места их дислокации.
Начальник штаба ВВС США генерал Марк Уэлш также избегал конкретики, но уточнил, что истребители будут участвовать в тренировочных полётах и отрабатывать взаимодействие с подразделениями других стран-членов НАТО.
Проект времён первой холодной войны
Американский истребитель F-22 «Рэптор», разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics, является первым в мире истребителем пятого поколения, а также носит титул самого дорогого истребителя в мире.
В 1981 году ВВС США сформировали требование к новому реактивному истребителю завоевания превосходства в воздухе — передовому фронтовому истребителю (ATF), который должен был заменить F-15 Eagle. Новый истребитель должен был включать в себя все новейшие разработки, в том числе передовую авионику, новые двигатели с цифровым управлением, а также должен был быть малозаметным для радаров и многофункциональным.
Конкурс на проект истребителя пятого поколения стартовал летом 1986 года и завершился в апреле 1991 года победой группы компаний Lockheed/Boeing/General Dynamics.
Первая предсерийная машина поднялась в воздух осенью 1997 года, а серийное производство F-22 началось в 2001 году.
Чудо-оружие
В основу проектирования самолёта положен принцип обеспечения повышенной выживаемости за счёт реализации принципа «First look — first kill» (первый обнаружил — первый поразил). Для этого широко использованы технологии снижения заметности («Stealth»). Важным, характерным для истребителей 5-го поколения конструктивным решением, снижающим заметность самолёта, является размещение штатного вооружения во внутренних отсеках.
F-22 вооружён 20-миллиметровой пушкой M61A2 Vulcan, 480 снарядами, ракетами класса «воздух-воздух»: шестью AIM-120C AMRAAM и двумя AIM-9M Sidewinder. Также в вооружение самолёта входят корректируемые бомбы JDAM и управляемые высокоточные авиабомбы класса SDB (Small Diameter Bomb) GBU-39. Истребитель способен производить пуски ракет и сброс бомб из внутренних отсеков на сверхзвуковых скоростях.
В 1997 году Конгресс США наложил запрет на поставки F-22 на экспорт — чудо-истребитель должен был оставаться исключительно на вооружении ВВС США.
До лета 2014 года не было информации о боевом применении F-22. Начиная с сентября 2014 года поступают сведения о том, что F-22 используются для нанесения авиаударов по позициям исламистов Сирии. Как утверждают источники в Пентагоне, F-22 полностью выполняют возложенные задачи, на практике доказав свою много функциональность.
В 2006 году во время учений «Норден Эйдж» 12 истребителей F-22 проводили учебные бои с более старыми моделями американских истребителей. За две недели учений группировка F-22 одержала 241 условную победу, потеряв два самолёта.
Изначально программа производства F-22 «Рэптор» предусматривала создание 750 подобных машин, затем эти планы были сокращены до 384.
Экономический кризис 2008 года привёл к сокращению финансирования программы. В результате производство F-22 было свёрнуто в 2011 году, а в мае 2012 года ВВС США был передан последний, 187-й серийный истребитель данной модели.
Проект оказался крайне дорогим. Себестоимость производства одного самолёта в 2008 году оценивалась в 146,2 млн долларов, а полная цена с учётом всех косвенных затрат равнялась 350 миллионам долларов.
Американские аналитики отмечали, что F-22 — самолёт «на вес золота» в буквальном смысле: в 2006 году пустой истребитель, весивший 19,7 тонны, стоил столько же, сколько 19,7 тонны чистого золота в слитках — 350 миллионов долларов.
Общая стоимость программы разработки и серийного производства F-22 оценивается в 74 миллиарда долларов.
Русский «Триумф» ждёт «гостей»
Главный вопрос — насколько эффективен F-22. Здесь мнения специалистов существенно расходятся. Американские эксперты полагают, что «Рэптор» способен расправляться с новейшими российскими самолётами с той же лёгкостью, с какой он расправляется в учебных боях со своими американскими предшественниками. Кроме того, по их мнению, F-22 неуязвим для зенитно-ракетных комплексов С-300.
Однако ещё в 2007 году на вооружение российской армии поступил зенитно-ракетный комплекс С-400 «Триумф». Его характеристики позволяют успешно бороться с «Рэптором».
К декабрю 2014 года на боевом дежурстве находились 9 полков со 152 пусковыми установками С-400. При этом процесс перевооружения российских средств ПВО активно продолжается.
По мнению военных экспертов, для обеспечения господства в воздухе при наличии на боевом дежурстве С-400 ВВС США необходимо принять на вооружение дополнительно не менее 400 F-22 «Рэптор». Учитывая, что производство данных истребителей свёрнуто, подобной возможности не существует.
«Сухой» принимает вызов
Не всё однозначно и с преимуществом F-22 в сравнении с современными российскими истребителями. Ещё в 2009 году на сайте аналитической организации Air Power Australia было опубликовано сравнение перспективных истребителей пятого поколения. Основными участниками были американские F-22, F-35, российский Т-50 и китайский J-12, а во внеконкурсной программе участвовал российский Су-35 С, относящийся к поколению «4++». Аналитики выясняли, насколько перечисленные самолёты, исходя из их опубликованных характеристик, соответствуют ряду критериев, предъявляемых к пятому поколению истребителей. За полное соответствие критерию самолёт получал один балл, за полное несоответствие — балл отнимался.
При сравнении по 14 параметрам наивысший балл — «+5» — получил российский Т-50, находящийся в стадии разработки. Низший — «-8» — ожидаемо получил американский F-35, самолёт, который нещадно критикуется даже у себя на родине. А вот F-22 и Су-35С получили одинаковую оценку «+2».
При моделировании воздушных боёв Су-35С уступает F-22, однако вовсе не так сокрушительно, как уверяют американские разработчики «Рэптора». Таким образом, российский истребитель поколения «4++» вполне способен дать отпор «золотому» американскому истребителю пятого поколения. В настоящее время на вооружении ВВС России находятся 36 Су-35С.
Размещение F-22 «Рэптор» в Европе, разумеется, трудно считать дружественным шагом и мерой, снимающей напряжение. Но России есть чем защитить себя, даже если у её границ действительно будут навязчиво летать надоедливые американские «золотые самолёты».
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.