Примерное время чтения: 5 минут
31943

Последний аргумент. До конца 2015 года Россия получит «самолет Судного дня»

«Комплекс успешно прошел госиспытания»

Министерство обороны РФ до конца текущего года получит в свое распоряжение новейший воздушный командный пункт, предназначенный для управления Вооруженными силами в условиях войны с применением ядерного оружия.

«Объединенная приборостроительная корпорация», входящая в «Ростех», 1 декабря сообщила об успешном завершении государственных испытаний воздушного командного пункта стратегического управления второго поколения.

«Первый бортовой комплекс технических средств (БКТС) на базе самолета Ил-80 успешно прошел госиспытания и до конца 2015 года будет передан заказчику», — говорится в пресс-релизе компании.

«Конструкция Ил-80 позволяет принимать на борт высший командный состав ВС РФ, боевой расчет, состоящий из оперативной группы офицеров Генштаба и специалистов технической группы, отвечающей за работу спецоборудования самолета. Технические характеристики комплекса позволяют осуществлять управление сухопутными войсками, военно-морским флотом, воздушно-космическими силами, ракетными войсками стратегического назначения», — заявили в «Объединенной приборостроительной корпорации».

«Ночной дозор», всем выйти из сумрака!

Техника подобного рода является уникальной и имеется в распоряжении только двух стран – США и России.

Впервые подобные летающие пункты управления были созданы в США во второй половине 1970-х годов. В 1979 году появилась новая модификация с усиленной защитой от поражающих факторов ядерного взрыва, получившая название E-4B «Nightwatch» («Ночной дозор»). Однако, с легкой руки американских журналистов, эти лайнеры получили название «самолеты Судного дня» или «самолеты конца света».

Они предназначены для президента, министра обороны и других членов высшего военного руководства США на случай начала ядерной войны, если наземные структуры управления будут разрушены или повреждены.

Американские «самолеты Судного дня» могут находиться в полете целую неделю при условии воздушной дозаправки. Каждая машина способна поднять в воздух более сотни человек.

Один из четырех E-4B всегда полностью готов к вылету в течение нескольких минут. Во время зарубежных поездок президента «самолет судного дня» сопровождает его, как и адъютант с «ядерным чемоданчиком». Если глава государства или руководитель Пентагона гибнут, предусмотрен сценарий мгновенной передачи командования войсками другому высокопоставленному лицу.

Советскую версию «лайнера Судного дня» создали на базе Ил-86

Советский «самолет Судного дня» начал разрабатываться в 1980-х годах в КБ Ильюшина на баз первого советского пассажирского широкофюзеляжного самолета Ил-86.

Новый самолет получил название Ил-80. Как и его американский аналог, он был предназначен для управления Вооружёнными силами в случае вооруженного конфликта с применением ядерного оружия. Для максимального обеспечения защиты от поражающих факторов ядерного взрыва у Ил-80 отсутствуют иллюминаторы, а количество люков сокращено до минимума.

Визуально от своего прототипа Ил-86 советский «самолет Судного дня» отличается наличием в носовой части фюзеляжа крупного накладного отсека, в который помещено различное радиоэлектронное оборудование. Кроме того, Ил-80 оснащен всеми возможными видами связи, включая оборудование для связи с подводными лодками, находящимися на боевом дежурстве.

Как и в США, в СССР было создано четыре «самолета Судного дня», однако на вооружение они были окончательно приняты лишь в 1992 году, то есть уже после распада СССР.

В 1997 году российские «самолеты Судного дня» были переданы в сформированную 3 Авиационную эскадрилью, базирующуюся на подмосковном аэродроме Чкаловский.

Списать нельзя модернизировать

Вопрос о целесообразности использования «самолетов Судного дня» в последние годы активно обсуждался в военном руководстве как США, так и России.

В 2004 году администрация президента Джорджа Буша сняла с режима 24-часовой готовности Е-4В и они стали использоваться для международных визитов, а также как временные штабы в случае возникновения стихийных бедствий национального масштаба. В 2006 году министр обороны Дональд Рамсфелд сообщил, что «самолеты Судного дня» будут списаны до 2009 года. Затем, однако, этот срок был продлен до 2015 года. А в начале 2015 года стало известно, что главный финансист министерства обороны США Майк МакКорд подал заявку в Конгресс на перепрограммирование и модификацию коммуникационного оборудования, установленного на президентских лайнерах и воздушных командных пунктах управления всеми вооруженными силами США. Два самолета Boeing 747-200B, на которых летает глава государства, и четыре E-4B Nightwatch, являющиеся мобильными командными пунктами, должны получить высокоскоростной доступ в интернет, широкополосную спутниковую связь, а также специальные коммуникационные каналы высокой надежности и пропускной способности. Вряд ли расходы на обновления, оценивающиеся в 79 миллионов долларов, могут относиться к «списываемым» лайнерам.

Работы над третьим поколением уже ведутся

В России после некоторых колебаний также была сделана ставка на обновление «самолетов Судного дня», однако одним обновлением средств связи дело не ограничилось. По сути, на базе все того же самолета Ил-80 создан абсолютно новый комплекс управления Вооруженными силами с применением всех современных технологий.

Читайте также: В России разработают третье поколение «самолетов судного дня»

Этим, однако, дело не ограничится. Еще летом 2015 года, в рамках авиасалона МАКС, проходившего в подмосковном Жуковском, гендиректор входящего Объединенную приборостроительную корпорацию НПП «Полет» Александр Комяков заявил о том, что в настоящее время ведутся работы над созданием нового, третьего поколения воздушных пунктов стратегического управления. При этом Комяков не стал уточнять сроков окончания данных работ.

Оцените материал
Оставить комментарий (7)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах