Примерное время чтения: 8 минут
7197

Охотники за головами. Как ЦРУ гоняется за нашими военными секретами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. Достали из «Азовстали» 25/05/2022
Многоцелевые истребители МиГ-31 с гиперзвуковыми ракетами
Многоцелевые истребители МиГ-31 с гиперзвуковыми ракетами "Кинжал". / Григорий Сысоев / РИА Новости

На прошлой неделе ВВС США отчитались об испытаниях гиперзвукового оружия. Эксперты говорят, что от России в этой области они отстают лет на 10–15, И потому их разведка охотится за нашими разработками.

«Кинжал» не догнать

Как сообщили ВВС США, бомбардировщик B-52 запустил у побережья Южной Калифорнии гиперзвуковую ракету, которая успешно достигла скорости, в 5 раз превышающей скорость звука, – 6,1 тыс. км/ч.

Впервые о том, что американцы создали гиперзвуковую ракету, ещё в мае 2020 г. громко заявил тогдашний президент Дональд Трамп. Он даже назвал её «супер-пупер» ракетой, которая летит со скоростью 17 Махов (более 20 тыс. км/ч). Но обзавидоваться мир не успел: ракета достигла такой скорости лишь на пару секунд и взорвалась. Тогда как, по заявлению вице-премьера РФ Юрия Борисова, курирующего оборонку, наша гиперзвуковая ракета на испытаниях показала устойчивую скорость в 27 ­Махов (33 тыс. км/ч).

В марте Россия впервые применила гиперзвуковой комплекс «Кинжал» на Украине – был уничтожен крупный подземный склад ракет и авиа­ционных боеприпасов в Ивано-Франковской обл. Американцы засуетились и тоже стали готовить пуск. Но пока они значительно отстают в этой гонке. Не зря взяли в союзники по разработке гиперзвука Великобританию и Австрию. Страны заявили, что будут создавать не только оружие, но и защиту от него. 

«Самый главный вопрос – у кого появятся перехватчики гиперзвукового оружия. На сегодняшний день их не существует, но в России есть опытные варианты», – говорит эксперт Центра военно-политической журналистики Владимир Орлов. Он уточнил, что ЗРК С-500 (его недавно направили в войска) потенциально способен перехватить летящие на больших высотах гиперзвуковые ракеты. С полётом на низких высотах, как у «Кинжала», пока не ­справились.

Охота на учёных

Главные проблемы, которые надо решать при разработке гипер­звукового оружия: двигатель, горючие, система управления и борьба со сверхвысокими температурами, из-за которых горят наружные датчики. Наши учёные и инженеры с этой задачей справились. Заокеанские ещё кумекают. 

«Ракетой нужно управлять. Можно запустить ракету с гиперзвуком, но она будет как бревно – просто куда-то полетит и куда-то упадёт. А мы управляем ракетой, как вы управляете велосипедом, – объяснил военный эксперт, полковник в отставке Виктор Баранец. – По части гиперзвука США открыто признают, что они отстают от России на 10–15 лет. Вот почему американцы бесятся. И американская разведка на ушах стоит вот уже на протяжении двух лет. Огромные средства брошены на то, чтобы разузнать гиперзвуковые секреты». 

Баранец утверждает, что охота на наших учёных идёт полным ходом. Как наша разведка в середине прошлого века охотилась на атомные секреты США, так они теперь пытаются выкрасть тайну гипер­звуковых ракет у нас. В начале 2021 г. эксперт рассказывал об одной такой попытке ЦРУ. По его словам, американские агенты нашли условного «Ивана Ивановича», имевшего доступ к секретным сведениям, и решили его завербовать: в ресторане с россиянином познакомился «некто Джо» – его интересовала «тема прямоточного двигателя или секрет материала, которым покрыта ракета». Обоих тогда задержала контрразведка РФ. «Сотрудники американской разведки чуть ли не в мусорных контейнерах возле наших КБ возятся, пытаясь выведать хоть какие-то секреты. Ну и, конечно же, они пытаются подкупить наших учёных, которые занимаются этим направлением. Здесь надо их поздравить: троих таких предателей им соблазнить удалось. Двое из них теперь на нарах, а один полежал некоторое время, поболел и умер», – говорит Баранец.

В прошлом году был арестован гендиректор и главный конструктор ОАО «Научно-исследовательское предприятие гиперзвуковых систем» ­(НИПГС) Александр Куранов. Естественно, дело засекречено. Известно лишь, что учёный – специалист в области физики и химии плазмы – ранее занимался гиперзвуковыми технологиями, включая разработку гиперзвукового многоцелевого летательного аппарата «Аякс». Концепцию «Аякс» в конце ­1980-х предложил Владимир Фрайштадт, работающий в том же НИПГС. Идея в том, чтобы не защищать аппарат, летящей с огромной скоростью, от запредельно высоких температур, а напротив – впускать их внутрь для повышения энергоресурса. Это решало проблему.

Конструкцию поворотного двигателя самолёта вертикального взлёта Як-141 американцы скопировали на свой самолёт F-35.
Конструкцию поворотного двигателя самолёта вертикального взлёта Як-141 американцы скопировали на свой самолёт F-35. Фото: Коллаж АиФ

В последние годы в России было возбуждено сразу несколько уголовных дел на учёных, работавших с гиперзвуком. В 2018-м по обвинению в гос­измене был арестован сотрудник ЦНИИмаш Виктор Кудрявцев. В 2019-м – ещё один сотрудник ЦНИИмаш, заместитель завкафедрой космических летательных аппаратов Роман Ковалёв. В 2021 г. арестовали профессора МФТИ и Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Валерия Голубкина. Он занимался гиперзвуковым обтеканием летательных аппаратов. Незадолго до этого «присел» ещё один сотрудник ЦАГИ, Анатолий Губанов.

Американцы активно ищут подходы к секретам и учёным не только РФ, но и Китая. Хотя, по словам военного эксперта Алексея Леонкова, у китайцев разработки по гиперзвуку находятся на уровне наших 1980–1990-х гг. Добыть такую информацию непросто, поэтому пытаются «зайти в тему» под видом обмена опытом со стороны гражданского гиперзвука на всевозможных международных конференциях. «Такое было и в советские времена, когда кадровые разведчики под видом учёных или праздно шатающихся дилетантов посещали военно-технические выставки и задавали вопросы. Главная задача – выявить носителя важной информации, добыть её, а если не получается, то ликвидировать его», – рассказывает эксперт.

Что успели украсть?

Кстати, вопреки стереотипам о «продвинутом Западе и отсталой России», гиперзвук – далеко не первая наша технология, за которой охотятся иностранные спецслужбы. Например, не так давно выяснилось, что Британия и США украли у СССР систему гидроакустики. Операцию Barmaid в книге «Секреты Conqueror: нерассказанная история самой известной британской подлодки» описал Стюарт Преббл. Когда в 1970-х стало известно, что на вооружении у Советского Союза появилась более совершенная система гидролокации (это была отдель­ная станция, которую буксировало за собой разведывательное судно), западная разведка начала охоту на неё. В августе 1982 г., чтобы украсть эту систему, провели спецоперацию в Баренцевом море. Для этого к носу подлодки Conqueror было прикреплено режущее устройство. Субмарина подплыла ночью к советскому судну, пере­резала трос и отбуксировала гидроакустическую станцию на базу, а оттуда на самолёте её доставили в исследовательский центр в США.

В начале 1990-х, когда активно процветало создание всяких СП по принципу «наши мозги – их деньги», наивные конструкторы КБ Яковлева обратились к «дружественным» американцам с просьбой финансово поддержать перспективную разработку военного палубного самолёта с вертикальным взлётом Як-141. Американцы не растерялись и заключили контракт, по которому «приватизировали» большую часть технических разработок совет­ских инженеров. Нашим учёным удалось завершить начатое, но параллельно в США появился новый военный самолёт F-35, который подозрительно напоминал наш Як-141. Появлением самолёта-невидимки F-117 США обязаны даже не разведке, а нашей халатности. Разработку советского инженера Петра Уфимцева в своё время сочли бесперспективной и не засекретили. После её публикации в научном журнале и случился «прорыв» за океаном.

В 1989-м американцы были впечатлены катапультой ­К-36ДМ, которой оборудованы военные самолёты МиГ-29, Су-27, Су-30, Су-24, Су-34, ­Ту-160. Они увидели её в дейст­вии на авиасалоне Ле-Бурже. Тогда потерпел крушение наш истребитель МиГ-29, но лётчик уцелел и отделался ушибами, хотя катапультировался на низкой высоте – 80 м. Ничего подобного тогда в США не было. Зато в середине 1990-х стали выпускать модификацию катапульты ACES-2, в которой были применены изобретения, использовавшиеся в нашей разработке. И это далеко не все примеры...

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах