«Женщина на корабле — к несчастью», — эта поговорка старая и давно опровергнута жизнью. Современные дамы на флоте способны дать сто очков вперед мужчинам. Это еще раз с блеском доказали российские девушки.
«Результаты отправлены в Главное командование»
Как сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Черноморского флота, эксперимент по созданию первого женского экипажа патрульного катера признан успешным.
«На Черноморском флоте завершился и признан успешным эксперимент по созданию женского экипажа на патрульном катере... Результаты эксперимента подготовлены и отправлены в Главное командование Военно-морского флота России для принятия дальнейшего решения», — приводит агентство сообщение флотской пресс-службы.
Проект был запущен весной 2020 года. По подразделениям была разослана информация: ведется отбор дам, желающих попробовать себя в традиционно мужских специальностях в составе одного экипажа. Женщин на Черноморском флоте служит достаточно, однако они, как правило, занимают должности связистов, медиков и т. д. На сей же раз решено было попробовать создать из женщин самостоятельную флотскую боевую единицу.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/7f/1621853/348c8fba141488bdf5d56628ed84af8c.jpg)
Анна, Юлия и Ольга
После прохождения собеседования и медицинской комиссии были отобраны трое: Анна Брикез, Юлия Курочкина и Ольга Чулкова. Они были отправлены в Объединенный учебный центр ВМФ в Санкт-Петербурге для прохождения курса специальной подготовки.
В частности, девушки изучили базовые основы кораблевождения и навигационной безопасности плавания, включая такие важнейшие документы, как Международные правила предупреждения столкновения судов, документы по системе МАМС (единая система ограждения навигационных опасностей плавучими знаками).
«Обучение, которое в качестве повышения квалификации обычно длится три месяца, мы прошли за два. В других случаях таких специалистов годами учат в университетах», — рассказала ТАСС Анна Брикез.
Брикез стала командиром патрульного катера, Чулкова — мотористом, а Курочкина — рулевым сигнальщиком.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/16/1621854/4c04e88c69e287ff02d6086f07fb9259.jpg)
Что собой представляет катер П-834?
В руки девушек Черноморский флот передал противодиверсионный патрульный катер П-834.
Он относится к типу Interceptor Craft 16M. Данный проект был разработан в Швеции, на судоверфи Dockstavarvet AB, как многоцелевой высокоскоростной катер. Он имеет в своей основе алюминиевый корпус и оснащен ГЭУ суммарной мощностью 2200 л. с. со скоростью полного хода в 50 узлов. Катера данного типа в различных модификациях используются в различных странах: Швеция, Мексика, Польша.
В период 2004-2012 гг. Федеральная служба охраны РФ приобрела 11 катеров данного типа для своих нужд.
Непосредственно П-834 был построен в 2011 году в Швеции, на судоверфи Dockstavarvet AB. Вошел в состав ФСО РФ с базированием на Москву.
Через некоторое время катер передали ВМФ, после чего П-834 нес службу на Новороссийской военно-морской базе. В конце марта 2014 года катер был переведен в Севастополь.
Патрульный катер «П-834» Черноморского флота России в качестве эксперимента впервые укомплектован полностью женским экипажем. Об этом в воскресенье, 14 июня, сообщили в пресс-службе ЧФ. pic.twitter.com/YdgIDDZdmU
— Наша Маша (@shatallova) June 14, 2020
Нормативы сдавали по-мужски
Когда заходит речь о женском флотском экипаже, то большинство вспоминают музыкальный фильм «Берегите женщин», где в центре истории был девичий экипаж буксира «Циклон». Но даже в кино речь шла о гражданском судне, а не о военном. Проект «Женский экипаж» почти не имеет аналогов за всю историю отечественного военно-морского флота начиная с Петра Великого. Почему «почти» — расскажем чуть ниже.
Ответственность на Брикез и ее коллег по экипажу выпала колоссальная. Ведь от того, как они себя покажут, зависело будущее женщин на флоте. Все было по-взрослому и без снисхождения. В маленьком экипаже каждый должен освоить несколько специальностей, чтобы быть готовым в любую минуту заменить другого.
В июле 2020 года женский экипаж П-834 впервые вышел в Черное море. Тренировки по маневрированию, отработка навыков покидания терпящего бедствие судна, практическое гранатометание и стрельба из штатного оружия — всю эту программу девушки выполнили в полном объеме. 26 июля в параде в честь Дня ВМФ в Севастополе П-834 участвовал наравне с кораблями, чьи экипажи составляют мужчины.
Девушки успешно сдали все экзамены на допуск к самостоятельному управлению катером и исполнению должностных обязанностей, доказав таким образом, что коллегам-мужчинам ни в чем не уступают.
Собственно, признание эксперимента успешным подтверждает, что идея проекта «Женский экипаж» оказалась весьма удачной.
Теперь командование ВМФ должно решить, станут ли женские экипажи обыденным явлением на нашем флоте.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/74/1621860/b197dc91f91dac41ac280d88a1fe91d8.jpg)
Тральщик 611: как девушки защищали Волгу от немецких мин
Один женский экипаж в составе отечественного флота все-таки был. Правда, не на море, а на Волге.
Адмирал Юрий Пантелеев, командующий Волжской военной флотилией, вспоминал: «Ко мне пришла старшина 2-й статьи Куприянова и стала настойчиво просить выделить ей тральщик и разрешить укомплектовать его команду девушками. Скрепя сердце я согласился, выделил старый катер. Девушки своими силами отремонтировали его, установили тралы и доложили о готовности нести боевую службу. Перед первым выходом я сам придирчиво осмотрел корабль, проверил знания команды. Впечатление осталось наилучшее, и я дал добро на выход».
Катер-тральщик № 611 в мирной жизни был буксирным газоходом № 12. В начале навигации 1943 года он в числе группы судов Вятского речного пароходства (два парохода и пять газоходов) был мобилизован в состав Волжской военной флотилии. Командиром корабля стала старшина 2-й статьи Татьяна Куприянова. Также в экипаж вошли мотористы Агния Шабалина и Евдокия Пархачева, пулеметчик Вера Чапова, минер Анна Тарасова, рулевой Тамара Декалина и матрос Вера Ухлова. Военные действия на Волге к тому времени прекратились, но немецкие бомбардировщики наносили удары по кораблям и сбрасывали на судовой ход мины. С минами как раз и предстояло бороться девушкам.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/013/729/d810064b9f0ea2876c053f758429f36b.jpg)
Работая по пояс в воде, девушки сумели найти пробоину и заделать ее, предотвратив гибель тральщика. Но, пока справились и вернулись на базу, 611-й уже успели посчитать погибшим. Возвращение женского экипажа «с того света» коллеги-мужчины восприняли как чудо.
Служба женского экипажа продолжалась до весны 1944 года, когда тральщик был разоружен и возвращен Вятскому речному пароходству. Все «семеро смелых», как прозвали девушек, были отмечены государственными наградами.