Слухи о том, что с Центральным музеем Военно-воздушных сил в подмосковном Монино что-то не так, начали циркулировать среди любителей авиации в самом начале 2016 г.
Музей в поход собрался
Вскоре эти слухи обрели плоть. Стало известно, что Управление культуры при Министерстве обороны приняло решение перевезти коллекцию из двух сотен «монинских» самолетов и вертолетов в недавно открывшийся конгрессно-выставочный центр (КВЦ) «Патриот» в подмосковной же Кубинке.
Центральному музею ВКС обещано многое: площадь в 25 гектаров. 20 тыс. квадратных метров крытой экспозиции. Современное музейное оборудование. Собственная ремонтная мастерская, в конце концов. Ведь, как прекрасно знали все энтузиасты музея в Монино, именно отсутствие ремонтников в последние десятилетия было буквально бичом тамошней коллекции.
Кто прав в этой истории а кто неправ, «АиФ» попытался разобраться с помощью экспертов.
Перевезти нельзя, оставить
«С середины 90-х годов Монинский музей постоянно лихорадило, – говорит полковник запаса, заслуженный военный летчик Александр Горнов. - Сказывалось недофинансирование и постоянная чехарда руководящих кадров. Чего тогда только не было: то бомжи, устроившись на ночевку, сожгут транспортный Ил-14, то случится пожар в ангаре с уникальными экспонатами. Казалось бы, почему не переместить экспонаты на новую площадку, особенно под хорошее финансирование?
Любителям авиации хотелось бы быть точно уверенными, что всё в этом проекте продумано досконально. В Монино есть уникальные экспонаты, которые отличаются внушительными размерами и весом. Первый советский стратегический бомбардировщик Ту-4, например, имеет размах крыльев 43 метра. Другой уникальный экспонат, ракетоносец ОКБ Сухого Т-4 («Сотка»), весит под 37 тонн! Как будет выглядеть их перемещение в парк «Патриот» в чисто техническом смысле? Трудно сказать, особенно если учитывать, что многие самолеты прибыли в Монино «своим ходом», то есть по воздуху. Как известно, до конца 50-х годов там был военный аэродром и авиаремонтрый завод. Значит, некоторые самолеты и вертолеты придется разбирать на части, как минимум – отстыковывать крылья. Но, насколько мне известно, у нас нет какой-либо четко отработанной технологии разборки, транспортировки и сборки на новом месте крупногабаритной авиационной техники. Как бы ни расстаться с уникальными экспонатами при перевозке».
Перевезти, нельзя оставить
И действительно, разве нельзя вложить деньги, которые предназначены для авиационного кластера «Патриота», в проверенный временем Центральный музей ВВС? Почему бы именно там ни построить обещанный стеклянный купол, чтобы укрыть самолеты от дождя и снега, ангары, в которых экспонаты можно подвешивать под потолком, мультимедийные панели интерактивные симуляторы и многое другое?
«А вот почему», - считает генерал армии, главком ВВС в 2002 – 2007 гг. Владимир Михайлов:
«Я хорошо знаю и люблю Монинский музей. Будучи главкомом ВВС, я трижды проводил там праздники ко Дню авиации. Увы, после распада СССР музею уделялось мало внимания. Надежды на финансирование коммерческими структурами не оправдалось, а Вооруженные силы в те годы дать много не могли. И вот печальный итог: некоторые уникальные экспонаты, стоящие на открытой части экспозиции, ушли в землю так, что колес шасси практически не видно. Один из немногих сохранившихся пассажирских сверхзвуковых лайнеров Ту-144 был почти целиком разграблен изнутри еще в 90-х годах. Как же мне, как главкому ВВС, было стыдно за это!
При решении вопроса о том, оставить уникальные летательные аппараты в Монино, или перевезти их в КВЦ «Патриот», я бы исходил из главного: где будет обеспечена их лучшая сохранность. Нетрудно догадаться, что для сохранности нужна особая музейная инфраструктура. Вот и сравните современное оборудование «Патриота» и то, что есть в Монино. Напомню: этот музей открылся в 1960 г.
К тому же напомню, что главная цель всей музейной деятельности Министерства обороны – воспитание любви к Родине, особенно среди молодого поколения. А для этого нельзя работать по принципу лебедя, рака и щуки. Все лучшие экспонаты, в данном случае, по авиационному профилю, лучше свести в единый комплекс. Чтобы человек приехал туда утром, и уехал вечером воодушевленным, не заметив, как прошел день!
Как известно, определенная часть любителей авиации проявляет беспокойство: не будут ли самолеты и вертолеты повреждены во время переезда. Это хорошо, что неравнодушные люди беспокоятся. Но спешу их успокоить. Перенос экспозиции технически вполне выполним. Никакого ущерба экспонатам не будет. Как завозили самолеты 30 лет назад, так и вывезут: не все из них прилетели на аэродром сами. Для транспортировки существуют великолепные тяжелые вертолеты Ми-26, способные на внешней подвеске поднять груз до 20 тонн. Есть и соответствующая дорожная техника необходимой грузоподъемности».