Военно-космические силы России перебросят в Арктический регион самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-50У для патрулирования воздушного пространства. Эти самолеты будут регулярно патрулировать воздушное пространство в районе Северного полюса, следить за обстановкой в регионе и даже участвовать в спасательных операциях. Возможно, А-50У будут базироваться на военных базах «Арктический Трилистник» и «Северный Клевер».
В условиях Арктики с ее бескрайними пространствами эти самолеты — единственное решение для расширения радиолокационного поля и создания единого информационного пространства. Особенно это становится актуальным в связи возросшим стратегическим значением Северного морского пути и, как следствие, увеличением российской военной группировки в Арктике.
Самолеты ДРЛО, или, как их называют на Западе, AWACS (англ. Airborne Warning and Control System — «Авиационная система предупреждения и контроля»), — это системы, без которых даже самые передовые самолеты лишаются большей части своих возможностей. Чаще всего самолеты ДРЛО, снабженные мощными радарами, выполняют функции воздушных командных пунктов. Получив данные о воздушной обстановке, руководитель операции может прямо с борта самолета дать команду ударным силам, сообщив координаты целей в режиме реального времени. Данные с летающего КП могут получать как боевые самолеты, так и наземные средства ПВО.
Российский А-50У, который в войсках получил прозвища «Гриб» и «Летающая тарелка» за характерный внешний вид локатора, установленного над фюзеляжем, выполняет полеты дальностью до 7 500 км на скорости до 800 км/ч. А-50У обнаруживает различные типы наземных, надводных и воздушных целей на удалении до 650 км. При этом этот авиационный комплекс в может обеспечивать непрерывное сопровождение до 300 различных целей. В том числе он видит крылатые и баллистические ракеты, а также фиксирует гиперзвуковые аппараты, баллистические ракеты и беспилотники. Также он способен четко классифицировать воздушные цели и наводить на них десятки истребителей. Его системы могут работать полностью в автономном режиме.
В последние годы А-50У привлекаются на различные учения, а также самолеты этого типа периодически выполняют вылеты для контроля воздушного пространства сопредельных территорий. С конца 2015 года А-50 используется Россией в военной операции в Сирии в составе авиационной группы ВКС России в Сирии.
А-50 (по классификации НАТО Mainstay — «Оплот») — это самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Самолет был спроектирован и построен на базе тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД. При этом стоимость А-50 в 8 раз выше, чем у базового самолета. Разрабатывался он на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Бериева совместно с Московским научно-исследовательским институтом приборостроения — НПО «Вега-М». Он был принят на вооружение в 1985 году. А-50 долгое время оставались самыми секретными самолетами ВВС СССР. Первое фото машины было получено в США лишь в 1988 году. А-50У — это модернизация базовой модели А-50 с учетом современных технологий.
В настоящее время в российской армии 5 самолетов А-50 и 4 А-50У. Сегодня на смену этому типу самолетов приходит новый комплекс А-100, о котором в силу повышенной секретности мало что известно. Главным его отличием станет антенна с фазированной решеткой, обеспечивающая более высокие характеристики обнаружения и сопровождения целей.
Заслуженный военный летчик генерал-майор Владимир Попов рассказал в беседе с АиФ.ru, что самолеты ДРЛО усилят уже созданную в приполярном регионе группировку, став мобильными командными пунктами по управлению авиации и средствами ПВО.
«В настоящее время в Арктике только создается система управления авиацией, строятся в том числе командные пункты. Но руководить полетами, интенсивность которых в последние годы значительно возросла, нужно уже сейчас. Самолеты ДРЛО А-50У смогут заменить командные пункты, это эффективное и даже экономически выгодное решение. Российские AWACS позволяют делать более широким радиолокационное поле и создавать единое информационное пространство в этом сложном регионе. Скорее всего, постоянного базирования этих самолетов в арктических аэропортах не будет, а будет временное размещение для дозаправки самолетов и отдыха экипажей. Летчики будут выполнять задачи как в Сирии, вылетая в этот регион в командировки», — пояснил эксперт.