Что за модернизированная старейшая подлодка ЧФ «Алроса» вышла на испытания?
Старейшая подлодка Черноморского флота (ЧФ) «Алроса», которая прошла ремонт и модернизацию, впервые за восемь лет вышла в море для прохождения ходовых испытаний, сообщили на 13-м судоремонтном заводе Черноморского флота.
После отработки программы заводских ходовых испытаний «Алроса», которая 24 года была единственной субмариной Черноморского флота, вернется в его состав. В настоящее время субмарина входит в состав 4-й отдельной бригады подводных лодок Черноморского флота ВМФ России, которая была сформирована на ЧФ в декабре 2014 года.
Одиночное плавание
На сегодняшний день дизель-электрическая подводная лодка (проект 877 «Палтус», по классификации НАТО — Kilo) является старейшей подлодкой в составе Черноморского флота. Подлодку построили на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде и спустили на воду в 1989 году. После распада СССР подлодка оказалась предметом спора между Россией и Украиной. С 1992 по 1996 годы экипаж субмарины не выходил в море из-за отсутствия аккумуляторных батарей. В 1997-м, после заключения пакета соглашений между Москвой и Киевом, над ней был поднят Андреевский флаг.
В боевой строй Черноморского флота субмарина вошла 30 декабря 1990 года. До начала 2014 года «Алроса» была единственной подлодкой Черноморского флота. Ситуация изменилась с передачей ЧФ шести дизель-электрических подлодок проекта 636.3 «Варшавянка», которые представляют собой улучшенную модификацию позднесоветского «Палтуса». Сейчас в Черном море базируются шесть российских субмарин «Новороссийск», «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол», «Краснодар», «Великий Новгород», «Колпино». Эти подлодки оснащены современным автоматизированным оборудованием, новыми гидроакустическими и навигационными комплексами, торпедами и ракетами «Калибр».
Лодка неоднократно участвовала в съёмках художественных фильмов. В 1996 году её снимали в фильме «Первый удар» с участием Джеки Чана, в 2003 году прошли съемки лодки в российской картине о подводниках «72 метра», в 2009 году прошли съемки лодки в российской картине о подводниках «На всех широтах».
Восемь лет модернизации
Работы по модернизации «Алросы» начались в 2014 году и были закончены в первой половине мая 2022-го, после этого она прошла швартовые испытания. Модернизация велась на 13-м судоремонтном заводе в Севастополе, где она была разобрана, а затем собрана заново с заменой всех необходимых элементов. В результате, на подлодке появились новые системы связи, навигационный комплекс, полностью заменена донно-забортная арматура, аккумуляторные батареи. Субмарина получила автоматизированное оборудование, новые системы целеуказания и управления, что позволяет ей применять современные системы вооружения. Затянувшиеся сроки модернизации связаны с тем, что раньше «Алроса» была главным образом носителем торпедного вооружения, и переделать ее под применение ракетного оружия оказалось непростой задачей.
Сообщается, что после ремонта «Алроса» обрела новые боевые и технические возможности, которые ставят субмарину в один ряд с дизельными подлодками более современных проектов. Кроме того, подлодка после модернизации стала носителем комплекса «Калибр-ПЛ».
Тише воды
Уникальность «Алросы» заключается в ее малошумности. Вместо винта на подлодке установлен экспериментальный водометный движитель. Система газоотвода при движении позволяет почти не оставлять следа за кормой. Большинство механизмов покрыты вибропоглощающими материалами и смонтированы на амортизаторах. Для снижения гидродинамического сопротивления носовые рули спрятаны внутри корпуса. Это позволяет субмарине засекать цель на дистанции, в три-четыре раза превышающей расстояние, на котором ее может обнаружить вероятный противник.
Скорость — 10-17 узлов в подводном положении, запас хода — шесть тысяч миль, автономность плавания — 45 суток, численность экипажа — 52 человека. Подводное водоизмещение «Алросы» составляет 3950 т, наибольшая длина — 76,2 м, предельная глубина погружения — 300 м. До модернизации «Алроса» была носителем мин, торпедного вооружения и зенитного ракетного комплекса «Стрела-3».