Что за бронепоезд «Енисей» применяется на Украине?
На Украине российские военные применяют специальный бронированный поезд «Енисей», эпизоды его боевой работы показало Минобороны России. Отмечается, что поезд предназначен для инженерной разведки, подвоза материалов, а также выполняет гуманитарные миссии. aif.ru оценил боевые возможности этого «нового старого» вооружения в современных условиях.
Состав сформирован железнодорожными войсками Центрального военного округа. Фактически это восемь железнодорожных платформ, на которых установлены различные системы вооружения. В голове поезда бронированная платформа, «бронелетучка» БТЛ-1. За ней стоит тепловоз типа ТЭМ18ДМ. В составе находится бронированный штабной вагон, а также пассажирские вагоны для перевозки личного состава, которые имеют защиту от стрелкового оружия и осколков снарядов, а также платформы с различными системами вооружения.
Вооружение
Основу огневой мощи составляют зенитные установки ЗУ-23-2, размещенные на бронеплощадках, которые могут работать как по воздушному, так и по наземному противнику. Также бронепоезд перевозит боевую машину пехоты БМП-2, которая может вести огонь с платформы, а также съехать, а затем вступить в бой. «Енисей» оснащен бойницами для стрельбы, защиту стрелков обеспечивают бронелисты. Вероятно, в распоряжении имеются и другие системы для защиты от воздушного нападения, бронетехники и т. д. Бронепоезд можно дополнительно оснастить платформами с танками на них. В таком случае возможности по наблюдению, поиску и поражению целей значительно возрастают.
Боевые возможности
Теоретически, кроме гуманитарной миссии, бронепоезд способен выполнять достаточно широкий круг задач. Основными являются патрулирование, а также противодействие диверсиям и засадам. Поезд может осуществлять разведку путей и определять их состояние, а при необходимости и прикрывать ремонтные подразделения. В зависимости от обстановки и поставленных задач он способен поддерживать огнем любые другие подразделения, работающие вблизи путей. Бронепоезд может участвовать в операциях, где требуется защита и огневая мощь на путях или в непосредственной близости от них. Несмотря на зависимость от железных дорог, бронепоезд отличается достаточно высокой мобильностью. По существующим путям он может быстро прибывать на заданную позицию. При этом конфигурация железнодорожной сети обеспечивает доступ практически в любые важные районы. На платформах можно перевозить необходимые грузы, например, различные системы вооружения и боеприпасы, что упрощает организацию логистики в опасных зонах.
Российский опыт
Последний раз бронепоезда применялись во время чеченской военной кампании, в 2000 году были задействованы два спецпоезда: «Казбек» и «Дон». В 2002 году были сформированы бронепоезда «Амур», «Байкал» и «Терек». Все они отличались друг от друга по оснащению и составу. Спектр задач у бронепоездов был весьма широкий: недопущение «рельсовой войны», противодействие диверсиям на железной дороге, обеспечение бесперебойной работы железнодорожного транспорта, разминирование, боевое сопровождение воинских эшелонов.
Достоинства и недостатки
Бронепоезда стали довольно экзотическим вооружением, почти ушедшим в историю. На исходе XX века большинство стран мира от них отказались, но на вооружении советских железнодорожных войск они состояли вплоть до начала 1990-х годов. На хранении российских ЖДВ до сих пор состоит несколько серийных бронепоездов БП-1, построенных еще в последние годы существования СССР.
У современных бронепоездов имеется множество ограничений, например, вряд ли они способны вести равный и эффективный бой с танковыми подразделениями или артиллерией противника. Кроме того, они уязвимы для атак с воздуха. Однако, они способны эффективно решать вспомогательные задачи на железнодорожной сети и вблизи нее и потому сохраняют свое значение для войск. При этом объективные недостатки разного рода без особого труда обходятся за счет грамотного планирования и применения.