Примерное время чтения: 7 минут
7459

«Авангард», где делают ракеты. Репортаж с секретного завода

Финальный этап сборки ракеты: закатка ракеты в транспортно-пусковой контейнер.
Финальный этап сборки ракеты: закатка ракеты в транспортно-пусковой контейнер. / Сергей Осипов / АиФ

«Фабрика игрушек» — так называется автобусная остановка у проходной Московского машиностроительного завода «Авангард». Но игрушки здесь не делают, а делают то, без чего комплексы ПВО С-300 и С-400 были бы как винтовка без патронов. Ракеты.

От биплана до ракеты

Завод основали 80 лет назад, 24 января 1942 г., чтобы собирать и чинить авиационные моторы для бипланов У-2. Когда время этих легендарных машин ушло, здесь делали авиационные пушки для первых советских стратегических бомбардировщиков Ту-4. В 1950 г. предприятие снова перепрофилировали под изготовление ракет класса «земля-воздух». Здесь, например, делали ракеты для комплекса ПВО С-75. Одна из них 1 мая 1960 г. сбила под Свердловском самолет-разведчик U-2 Френсиса Гэри Пауэрса. Его обломки можно увидеть в музее «Авангарда».

В середине 70-х годов «Авангард» начал строить ракеты нового поколения для комплексов С-300. В отличие от предшественников, они работали на твердом топливе, а запускались из герметичных транспортно-пусковых контейнеров (ТПК). Их можно увидеть во время любого парада на Красной площади — такие большие зеленые «пеналы» на шасси мощного тягача.

Станки станками, а доводить детали все равно приходится напильником.
Станки станками, а доводить детали все равно приходится напильником. Фото: АиФ/ Сергей Осипов

ОПК и мясорубки

Девяностые годы завод пережил с трудом. Родная армия сама влачила жалкое существование. Пытались делать ширпотреб — стиральные машины, гантели, мясорубки. Не помогало, даром что ножи и решетки у тех мясорубок были из самой лучшей инструментальной стали. Завод спас крупный заказ на С-300 из Китая и объединение с Концерном ПВО (ныне — ВКО) «Алмаз-Антей».

«По воспоминаниям людей, которые здесь работали в 90-х годах, в некоторых цехах была худая кровля, — говорит заместитель гендиректора концерна Александр Ведров. — Просто диву даешься, как тогда удалось сохранить уникальное оборудование, укрывая его от снега и дождя чем придется. Так что вхождение в концерн ВКО «Алмаз Антей» попросту спасло «Авангард». А ведь мог бы разделить судьбу многих советских предприятий ОПК, которые приказали долго жить. На этом месте мог бы стоять какой-нибудь элитный жилой комплекс, особенно учитывая то, что до центра города рукой подать».

Как делают ракеты

Действительно, после объединения «Авангарду» удалось поправить финансовое положение. Что еще важнее до того, как на Россию в 2014 г. были наложены международные санкции, предприятие смогло обновить оборудование. Сейчас в механосборочном цехе, где доводят до ума все силовые элементы ракет, большинство оборудования современные станки с числовым программным управлением. Здесь, например, обрабатывают детали газодинамических рулей. Что это такое? Кто хоть раз видел момент пуска ракеты комплекса С-300, наверняка заметил: вылетев из транспортно-пускового контейнера под прямым углом (это сработала катапульта), ракета на долю секунды зависает в воздухе, а потом резко меняет курс в сторону цели. Это сработали те самые рули, которые стоят в рулевом отсеке у самого сопла двигателя. Дальше управлять ракетой будут уже аэродинамические рули, то есть внешнее оперение в хвостовой части.

Кузнечный цех - самое горячее место Авангарда.
Кузнечный цех  самое горячее место Авангарда. Фото: АиФ/ Сергей Осипов

Ракетная кузня

Если идея ракеты начинается в голове генерального конструктора, то ракета как таковая — в кузнечном цехе. Здесь проходит горячая штамповка и ковка тех деталей из легированных сталей и титановых сплавов, которые примут на себя запредельные механические и температурные нагрузки после пуска ракеты.

«Технология первичной обработки металла во всем мире меняется не слишком быстро, говорит военный эксперт Алексей Леонков. Более современные технологии, которые делают ракету высокоточным оружием, развиваются гораздо быстрее. Но без кузницы, которая придает деталям их первичный облик, в любом производстве никуда. На “Авангарде” в кузнечно-прессовом цехе стоит оборудование, проверенное десятилетиями. Ничего более надежного, чем кузнечный пресс, в мире, наверное, не существует. Как топор принципиально не изменился за несколько тысяч лет, так и здесь. Разве что меняются некоторые вспомогательные механизмы. Раньше, по воспоминаниям старожилов, когда работали эти “молоты”, весь завод трясло так, что ложку супа до рта в столовой было донести проблематично. Теперь поставили современные гасители вибрации, и тряска вообще не ощущается. Хотя прочие прелести кузнечного производства грохот и жар раскаленного металла никуда из цеха не делись».

Точка сборки

В канун своего 80-летия «Авангард» решил приподнять занавес секретности за краешек и показать, что собой представляет святая святых завода сборочно-испытательный цех. Это место, в котором ракета прощается с породившим ее предприятием.

Без женских рук не полетит ни одна ракета.
Без женских рук не полетит ни одна ракета. Фото: АиФ/ Сергей Осипов

Здесь все части ракеты собирают воедино. Рулевой отсек присоединяют к двигательному, а тот в свою очередь к агрегатному отсеку, в котором установлена аппаратура управления полетом, наведения на цель и подрыва боевой части. Венчает всю систему головной обтекатель из радиопрозрачной керамики, под которым стоит головка самонаведения.

Перед отправкой к конечному потребителю, в войска, ракеты удобно размещают (на здешнем сленге «закатывают») в ТПК. Российская армия традиционно предпочитает ТПК защитного цвета. Хотя, с учетом того, что завод делает ракеты и на экспорт, цвет ТПК может быть любым. Заказывают и серые, и песочно-желтые, и в камуфляжные под джунгли. Это не важно. Важно, чтобы ракеты, произведенные в Москве на улице Клары Цеткин, всегда попадали в цель. По словам гендиректора «Авангарда» Дениса Попкова, гарантия этого заключается в трех факторах: «В конструкторской мысли, при помощи которой было спроектировано “изделие”, в системе контроля качества, достигнутой на заводе и в опыте людей, которые на заводе работают».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах