Авторитетное военное издание Kanwa Asian Defence, издаваемое в Канаде и Гонконге, в своем майском номере опубликовало информацию, из которой следует, что Шеньянская авиационная корпорация Китая сумела самостоятельно создать копию российского палубного истребителя Су-33.
В китайском варианте эта модель называется J-15 (Цзянь-15). Его основой стал советский опытный самолет Т10К, который Пекину достался от Украины. Таким образом, китайским военным инженерам удалось, наконец, решить проблему раскладывающегося крыла палубных истребителей, которую ранее они разгадать не могли.
Впрочем, пока еще не ясно, совершал ли новый самолет испытательные полеты или нет. Как ожидается, после испытаний и тестирования на заводе, истребитель будет передан в центр ВВС в Янляне, так как у китайского военно-морского флота собственного испытательного центра для морской авиации нет.
Отметим, что ранее власти Китая предлагали России купить у нее 50 самолетов Су-33, однако позже снизили свой заказ до двух истребителей, которые были им необходимы для того, чтобы подробнее изучить летно-технические характеристики истребителей. Тем не менее, Москва, опасаясь утечки технологии и помня ситуацию с самолетом J-11, от такого предложения отказалась.
Напомним, что несколько лет назад Россия, стремившаяся занять ведущее место на китайском рынке вооружений, передала Пекину сборку истребителей Су-27СК, однако это только ухудшило ее положение. Дело в том, что Китай выявил технологию создания этих машин и немного их модернизировал. В итоге было налажено серийное производство. Новый истребитель получил название J-11, который в сборке оказался гораздо дешевле российского. Таким образом, как полагают военные эксперты, Поднебесная уже в ближайшем будущем может потеснить Россию с рынка вооружений третьих стран.
Поставки российских самолетов Су-27СК в Китай начались еще в 1992 году, после того, как Москвой и Пекином был подписан договор, согласно которому РФ обещала поставить на китайский рынок 76 истребителей этого класса. Спустя три года Россия продала лицензию на производство еще 200 самолетов. Собирать их начали уже с 1996 года. Тогда с использованием российских компонентов стали появляться истребители J-11, которые строили в Шэньяне.
К началу текущего десятилетия Россия поставила 95 комплектов для J11, однако после этого Китай очередной контракт подписывать отказался. Свою позицию он объяснил тем, что самолет обладает ограниченными боевыми возможностями. Тем не менее, постепенно Китай стал наращивать общий вес своих компонентов, который к 2007 году достиг 90%. В итоге местная оборонная промышленность представила миру самолет J-11B - почти полную и точную копию Су-27СМК.
Впрочем, пока Китай так еще и не наладил серийное производство истребителей J-10, J-11 и FC-1, являющихся копиями российских Су-27/30 и МиГ-29. Тем не менее, в планах китайской оборонной промышленности построить и продать не менее 1200 истребителей по ценам, ниже российских «оригиналов».
Что касается России, то после печального опыта с J-11 Москва заявила Пекину, что производство копий истребителей является нарушением межгосударственных договоренностей и пообещала начать юридические процедуры защиты интеллектуальной собственности. В марте этого года Министерство юстиции подготовило ряд поправок в закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», в котором среди прочих целей государства в сфере военно-технического сотрудничества добавилась и защита интеллектуальной собственности на продаваемое оружие.