Яйца из-под куриц, гуси и утки, выращенные в экологически чистой местности, зелень прямиком с грядки, редис, морковь, свекла, томаты и огурцы из деревенской теплицы появились в больших сетевых супермаркетах. Многие деревенские продукты и раньше попадали на прилавки отдельных магазинов под названием «фермерские». Но что скрывается под этим наименованием и как удалось преодолеть барьеры крупных сетей? Будут ли товары отвечать требованиям безопасности и выдержат ли ценовую конкуренцию? Об этом aif.ru рассказали эксперты.
Что такое «фермерский продукт»
Российские парламентарии решили раз и навсегда ответить на этот вопрос. Они предлагают поправить Закон «О развитии сельского хозяйства». К фермерской продукции предлагается отнести сельхозпродукты, а также продукты, произведенные из дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян и других лесных ресурсов. Необходимость закрепить понятие в законе подчеркнула зампредседателя Комитета ГД по аграрным вопросам Юлия Оглоблина в ходе «круглого стола», посвященного вопросам сбыта фермерских продуктов. По ее словам, это позволит исключить маркетинговые уловки продавцов, которые завлекают покупателей псевдосельской продукцией.
Законопроект будет рассмотрен на ближайших сессиях Госдумы, подтвердил член комитета ГД по аграрным вопросам Ренат Сулейманов. Он назвал инициативу важной, так как пробиться на полки в крупные торговые сети для небольших хозяйств практически невозможно.
«Большая часть торговых сетей монополизирована, крупные сети диктуют свои условия по приему товара. Будет решена одна из проблем, что закупочные цены существенно ниже отпускных. То есть исчезнут посредники, наценки. Это будет укреплять хозяйства. А потребитель будет получать более качественную продукцию напрямую от производителя. Спрос на такие продукты есть, люди стремятся покупать все натуральное, от производителя, без добавок и консервантов. По сути, это будут домашние, деревенские продукты», — пояснил Ренат Сулейманов.
Потребность в кооперации
Авторы законопроекта предлагают создать в регионах программы поддержки и развития инфраструктуры для продвижения фермерской продукции. Должны появиться организации, которые будут закупать, перерабатывать, хранить и продавать товары фермеров. Кроме того, продукцию предлагается обозначать специальной маркировкой с указанием места производства.
Возвращение к фермерским кооперациям (раньше их называли потребкооперативами) эксперты aif.ru считают верным решением. Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько подчеркнул, что этот механизм используется во всех развитых экономиках.
«В России нужно фермерскую кооперацию активно развивать, потому что одному хозяйству крайне сложно пробиться на полку супермаркета. “Полка” требует определенных объемов поставок, причем довольно больших. То есть ситуация, когда один день вам есть что продавать, а другой нет — сети не устроит. Здесь нужно более централизованное видение. Кооператив скупает продукцию у фермеров, контролирует качество, заключает контракты с сетями», — пояснил Рылько.
Тем временем федеральные торговые сети начали открывать «фермерские островки». Это такой магазин в магазине, где даже самый маленький фермер сможет представить свою продукцию. Такой подход позволяет ретейлу расширять ассортимент товаров, а также удовлетворять спрос на натуральные продукты. Формально «островки» не относятся к самому супермаркету, поэтому поставщики не скованы жесткими договорами торговой сети.
Формат «магазина в магазине» вполне хорошая альтернатива поставок на полки торговых сетей, считает независимый эксперт аграрного рынка Александр Корбут. Крупные супермаркеты заключают договоры с малыми формами хозяйствования и получают их продукцию. При этом требования безопасности остаются те же, что и при прямых поставках на полки. Открытым остается вопрос, выдержат ли товары ценовую конкуренцию — себестоимость натуральных продуктов выше.
«Большие объемы поставок позволяют поставлять продукцию по более приятным ценам для торговли. С другой стороны, это позволит насытить рынок и обеспечить более широкое предложение. Тогда уже выбирает человек по своему кошельку, доходам и оценкам этой продукции. А благодаря поставкам напрямую от производителя исключается часть посредников, сокращаются издержки. Поэтому, вероятно, фермеры найдут своего покупателя», — резюмировал Александр Корбут.