36 часов продолжался хакатон Memory Hack, собравший 34 команды молодых айтишников. 113 участников представляли свои идеи и разработки в поддержку проекта Министерства обороны России «Дорога памяти».
Презентацию — на экран, еду — на дом
Проект «Дорога памяти» запущен год назад, и сейчас там уже 28,5 млн записей. Информацию о своих родственниках-участниках Великой Отечественной войны на портале https://foto.pamyat-naroda.ru/ оставляют потомки. Любой человек может войти на него и загрузить фотографию предка, а также внести данные о нём в имеющуюся там форму.
Когда будет достроен историко-мемориальный комплекс «Дорога памяти» в Кубинке (рядом с главным храмом Вооруженных Сил), имена и лица солдат Победы появятся еще и там.
Программисты решили прийти на помощь проекту для того, чтобы собрать как можно больше информации об участниках Великой Отечественной, а также найти варианты решений для технической поддержки проекта. Инициаторами выступили стартап Phystech.Genesis и сборная России по хакатонам Russian Hack Team, а поддержал их «Промсвязьбанк».
Молодые люди откликнулись весьма живо. «Трудно сказать, что стало более важным фактором: благородная тема хакатона или режим самоизоляции, но количество желающих примерно в 5 раз превысило наши ожидания. Поэтому мы провели отбор, и непосредственно до хакатона было допущено 113 человек», — сказал по этому поводу член жюри Иван Глушенков из Phystech.Genesis.
Состязание прошло в онлайн-формате. Два дня, субботу и воскресенье, действо происходило в Zoom. На экране приложения появлялся член команды, представляющий проект, потом уступал место презентации, комментируя её за кадром. Ведущий, члены жюри тоже смотрели на экраны своих гаджетов и слушали, потом задавали вопросы. Всё как вживую, только команды предстают в основном в образе одного человека, который даётся исключительно «молочным» (средним) планом.
Были здесь и традиционные на оффлайновых хакатонах еда и брендированные футболки, блокноты да карандаши. Их доставили участникам прямо по домам.
Открытка со своим героем
На старте командам предложили на выбор 2 трэка (задачи): создать программу для автоматического поиска и загрузки из интернета фотографий участников войны или придумать сервис, который бы побуждал людей делиться фотографиями и информацией о своих родственниках.
И первый трэк, и второй оказались богаты на неординарные и интересные решения. По первому направлению — сбору данных — свои разработки защищали 7 команд.
Команда IBI solutions во главе с капитаном Иваном Фёдоровым обнаружила основную проблему сайта проекта «Дорога памяти»: ручная модерация замедляет его работу. И создала фильтр, который распределяет фотоматериалы по 3 категориям, отсеивает спам и отбирает релевантные фото. Команда заняла в первом трэке 3 место.
2 место досталось команде Chain++ с капитаном Анной Чухниной. Её алгоритм нейронных сетей через поиск по групповым фотографиям вычленяет и отображает информацию о сослуживцах и подразделении фронтовика. Этот сервис, подобно соцсетям, выгружает групповые фото, на которых он может быть изображён, и предлагает его отметить. А ещё даёт возможность определить количество «рукопожатий», отделяющих военнослужащего от знаковых фигур Великой Отечественной.
Ну а победителями в этом трэке стали ребята из команды RHT.ai. Правда, их сервис «Создай открытку памяти» участвовал и во втором трэке тоже, где вошёл в пятёрку лидеров.
«Из года в год люди с приближением праздников воинской славы стремятся украсить свои страницы в соцсетях тематическими открытками. Но обычно на них появляются фото незнакомых им фронтовиков», — сказал на презентации своего проекта капитан команды Георгий Французов.
Ребята решили, что эти открытки можно «очеловечить» — сделать индивидуальными, рассказывающими историю родного человека. «Идея проекта состояла в том, чтобы, имея на руках только имя или фото, можно было проследить путь героя, определить, есть ли у него награды, проверить, есть ли он на архивных фотографиях», — пояснил Георгий.
Промониторили сетевое пространство и выяснили: в базах с качественной информацией о военнослужащих или военной хроникой часто фотографий нет, зато они есть в соцсетях и фотостоках, однако — без подписей. Тогда разработали 4 поисковых системы и создали сервис с использованием системы машинного обучения, который загружает фото, находит лица по базе, собирает информацию о героях и оформляет все данные в красивую страницу.
Члены жюри увидели, что сайт уже запущен и ссылка на него в соцсетях за час получила более 120 переходов.
Наши деды вместе воевали — есть повод подружиться
Второй трэк оказался более многочисленным. Свои решения по вовлечению пользователей интернета в проект «Дорога памяти» защищали 13 команд. И среди них было столько интересных, что выстроить победителей на традиционные ступеньки 1-2-3 жюри не смогло. Получилось в итоге 3 вторых места и одно первое.
Приложение для ВК создала команда StartBlock (капитан — Антон Печеркин). Оно объединяет людей, чьи родные пересекались во время войны. Достаточно загрузить фото и данные о герое, и приложение, пользуясь базой сайта «Дорога памяти», покажет его сослуживцев и предложит подружиться с их родными. Можно даже проследить боевой путь героев и точки их военных встреч на интерактивной карте.
Новый, удобный и простой вариант поиска информации о героях войны предложила команда «ВсеВместе» с капитаном Романом Гулевским. Пишется запрос в чат-бот в Telegram — указывается имя, дата рождения, фото, город призыва, номер подразделения. В ответ выгружается ссылка на полный отчёт о боевом пути солдата с картой и указанием сражений, в которых тот участвовал.
А команда «Команда» (капитан — Сергей Полежаев) анимировала снимки военных лет. Алгоритм нейронных сетей помог фронтовикам на них «ожить» — они улыбаются потомкам и даже разговаривают с ними.
Ребята рассказали, что показывали результаты своей работы старшим родственникам и те были в восторге. «Для пожилых людей это как чудо: вдруг ветеран на снимке начинает двигаться», — поделились они, едва скрывая свой собственный восторг.
Эти три команды поделили одно второе место. А первое заняла BUGuwix (капитан — Дмитрий Фастовец). Один из её членов рассказал свою историю, которая и стала точкой отсчёта. В его семье не сохранилось военных наград деда, но очень хотелось знать, какие подвиги он совершил и чем за это был награждён.
И вот ребята создали сервис, который, обрабатывая фотографию, распознаёт воинские награды и загружает информацию о них.
Включите микрофоны
Насколько серьёзным было соревнование, можно судить по составу жюри. Его возглавил Игорь Ашманов, управляющий партнёр компании «Ашманов и партнёры». Кроме него в жюри вошли эксперты по информационным технологиям и безопасности Станислав Ашманов («Наносемантика»), Алексей Кузьмин («Промсвязьбанк»), Иван Глушенков (Phystech.Genesis), Валерий Бабушкин (X5 Retail), Дмитрий Сытник (НТИ по исследованиям и разработкам), Александр Панов (лаборатория когнитивных динамических систем МФТИ), Роман Доронин (EORA) и Виктор Рудой (Here в России и СНГ).
«Было очень горячо эти два дня, — сказал в заключении Глушенков. — Идеи и презентации команд меня поразили уровнем прототипов, финальных презентаций. Он выше, чем на многих хакатонах, которые я видел. Принимать решение было очень сложно, особенно во второй категории, где было много креативных идей. И я считаю, что все, кто дошёл до финала, топ-20 команд — большие молодцы».
Ну а насколько в ходе этого двухдневного состязания получилось сохранить в онлайн непринуждённую атмосферу хакатонов, оценили сами участники.
«Удалось передать атмосферу настоящего хакатона на удалёнке, и это было очень здорово, — считает Георгий Французов. — В режиме самоизоляции возможность плотного живого общения с людьми очень порадовала».
Общение это, надо сказать, было не только живым, но и дисциплинированным. Все участники, высказав, что хотели, бдительно отключали микрофоны, чтобы не создавать шумовых помех. И только один раз — в самом конце Memory Hack — по предложению ведущего включили их все разом, чтобы выразить свои эмоции от прошедшего турнира. И завершился он многоголосьем эмоциональных криков, прилетевших в эфир с разных концов страны.
Кстати
За 36 часов хакатона Memory Hack его участники не только представили свои проекты, но и получили новые знания. Они трижды встретились с экспертами услышали их мнения о своих проектах, прошли мастер-класс по созданию качественных презентаций, а также прослушали лекцию о больших данных от эксперта в области искусственного интеллекта Игоря Ашманова.