2648

Крылья Победы. Самара в годы войны стала центром авиастроения

Сюжет Великая Отечественная война
Горельеф «Скорбящей Матери-Родине».
Горельеф «Скорбящей Матери-Родине». / Alexxrin / Commons.wikimedia.org

Во время войны в Самару (тогда — Куйбышев) была эвакуирована часть советского правительства, и город фактически стал второй (или как его тогда называли — запасной) столицей страны. В годы войны область стала одним из центров авиастроения — здесь выпускали по 15 самолётов в день, а по поставкам топлива для фронта Куйбышевская область уступала только Баку.

В годы войны население Куйбышева (сейчас это город Самара) увеличилось на 200 тыс. человек. Все вновь прибывшие были рабочие эвакуированных предприятий. Им пришлось развертывать производство продукции для фронта буквально под открытым небом. 
«У нашего города, Куйбышева, действительно была роль особая. Здесь была «запасная столица» страны, здесь день и ночь у заводских станков ковалось оружие Победы. За годы войны в Куйбышеве было выпущено 32 тыс. легендарных штурмовиков ИЛ-2, 70 тыс. минометов, 5 миллионов артиллерийских снарядов, 2 миллиона танковых подшипников. Около 21,5 тысячи тружеников тыла, предприятий и организаций получили Орден Трудового Красного Знамени. 50 тысяч человек наградили медалью «За трудовую доблесть», а 44 тысячи — «За трудовое отличие». Вполне закономерно, что сегодня наша областная столица в числе первых претендует на присвоение почетного звания, учреждённого по решению Президента страны Владимира Владимировича Путина — «Город трудовой доблести», — отметил губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.

В период Великой Отечественной войны Куйбышев стал не только крупным промышленным узлом, но и крупным медицинским центром. Здесь было открыто 54 госпиталя, лечение в которых прошло сотни раненых бойцов. 98,9% раненых врачам удалось спасти. Медики получили здания, прежде не имевшие отношения к медицине, чтобы обустроить в опустевших классах палаты и операционные, пришлось завозить все — от шприцов и хирургических инструментов до матрасов и тарелок. Тем не менее, школы превращались в госпитали всего за несколько недель. Так врачи «запасной столицы» совершали свои первые трудовые подвиги. Во время Великой Отечественной сотрудниками Куйбышевского мединститута были изданы 482 научные работы. Мощная медицинская школа, созданная в «запасной столице», вывела куйбышевский вуз на одно из первых мест в стране.

«Запасная» столица

За военные годы на фронт из Самарской области ушло более 500 тыс. человек, 226 тысяч из них погибли. 230 уроженцев Самары и области были награждены званием Героя Советского Союза. В 1943 году лейтенант Петр Широнин, под командованием которого находилось 25 бойцов Красной Армии, повторил под Харьковом подвиг «панфиловцев» — горстка бойцов остановила натиск целой танковой колонны врага.

Лётчик из села Августовка Николай Искрин к середине мая 1943 года совершил 218 боевых вылетов, сбив десяток самолётов противника, и ушел с фронта только после того, как получил тяжелейшее ранение. Еще один лётчик — Иван Кузнецов из села Украинка Самарской области к августу 1944 года дослужился до командира эскадрильи 593 штурмового авиационного полка , воевавшего на 2- м Белорусском фронте. 12 марта 1945 года группа Кузнецова нанесла мощный бомбовый удар по крепости Грауденц (Грудзенэв), результате тридцатитысячная вражеская группировка была закупорена и впоследствии частично уничтожена, а летчик получил звание Героя Советского Союза.

В годы войны Куйбышев был объявлен запасной столицей СССР. Сюда эвакуировали иностранные посольства, часть правительства. В городе даже был построен бункер для верховного главнокомандующего, известный как бункер Сталина. Объект так и не пригодился, и немалую роль в этом сыграл вклад жителей области в военные усилия страны. 

Бункер Сталина.
Бункер Сталина. Фото: Commons.wikimedia.org

Центр авиастроения

Область стала своего рода центром военного авиастроения. Сюда было эвакуировано несколько авиазаводов из западных частей страны — Авиазавод № 1 из Москвы (теперь это завод «Прогресс»), завод № 18 из Воронежа (теперь это «Авиакор»), «Авиаагрегат» из Ступино. Дополнительно в регионе построили — завод авиационного вооружения № 525 (он же завод «Машстрой», а затем производственное объединение «Металлист»), агрегатный завод № 35, завод гидроавтоматики № 305, завод аэродромного оборудования № 454, завод самолетных бронекорпусов № 207 (механический завод). Такая концентрация ресурсов позволила в короткие сроки нарастить производство авиационной техники. В области выпускали авиационные винты (произведено 90 тыс. штук за годы войны), моторы для самолёта штурмовика ИЛ-2 , сами штурмовики ИЛ-2 (всего был произведен 66681 самолет, то есть штурмовики выпускались со скоростью 15 самолетов в день). Кроме того, с конвейеров сошли, и в войска были отправлены 3122 самолета МиГ-3. Также в войска поставляли топливо для военной техники и смазочные материалы с Куйбышевского и Сызранского нефтеперерабатывающих заводов.

Памятник шофёрам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны.
Памятник шофёрам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны. Фото: Commons.wikimedia.org/ А.С. Рыбушкин

Памятные места на карте региона

— Вечный огонь и горельеф «Скорбящей Матери-Родине» на могиле Неизвестного Солдата.

— Площадь Куйбышева — место проведения парада 7 ноября 1941 года

— Бункер Сталина 

— Памятник семье Володичкиных в посёлке Алексеевка (памятник матери, потерявшей на войне всех девятерых сыновей) 

— Памятник Несовершеннолетним труженикам тыла

Памятник несовершеннолетним труженикам тыла.
Памятник несовершеннолетним труженикам тыла. Фото: Commons.wikimedia.org/ Pavel Novikov

— Памятник шофёрам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны

— Самолёт-штурмовик «Ил-2»

— Памятник Санфировой Ольге Александровне — командиру эскадрильи «Ночных ведьм»

— Памятный знак речникам-куйбышевцам.

— Памятный знак «Аллея Соловецких юнг»

Битва за жизнь. С кем и за что сражались на Великой Отечественной войне?>>

Самарская область. Знаешь ли ты историю края времен Великой Отечественной войны?

Оставить комментарий (0)