В годы войны Иркутская область стала надёжным тылом для воюющей страны. Из Приангарья уходили на фронт полки сибиряков, им на смену везли раненых бойцов Красной Армии и эвакуированных жителей западных областей страны. Самоотверженный труд жителей области обеспечил нашим войскам надёжное прикрытие с воздуха.
Остановить врага
Дорогами войны прошли 214 тысяч жителей Иркутской области. Больше половины из них — 110 тысяч человек, так и не вернулись к родным очагам. 134 жителя Иркутской области удостоены звания Героя Советского Союза, стали полными кавалерами ордена Славы. Два уроженца Приангарья заслужили чести быть удостоенными звания Героя Советского Союза дважды. Это генерал армии, командир 78-й Сибирской дивизии, остановившей немцев под Москвой, Афанасий Павлович Белобородов. Подразделение, которым он командовал, приняла свой первый бой 4 ноября 1941 года на Волоколамском направлении. Сибирская дивизия остановила казавшейся неудержимым натиск моторизированной группировки немцев, в которую входили полки и дивизии СС, а Белобородов получил первую Звезду Героя. За освобождение Витебска и взятие Кенигсберга генерал вновь получил звание Героя Советского Союза. Дважды этого звания был удостоен и уроженец Иркутской области, боевой лётчик, генерал-майор авиации Николай Васильевич Челноков, совершивший за время войны 270 боевых вылетов.
Крылья Родины
В годы войны вся промышленность Иркутской области была переведена на военные рельсы. Даже учебные заведения работали на оборону. Так, ремесленное училище № 1 Иркутска готовило для фронта огнемёты, детали для реактивных минометов «Катюша».
В Иркутскую область были эвакуированы десятки заводов и фабрик из центральной части страны. Весомый вклад внес регион в создании боевой авиации, крыльев Родины, которые прикрывали действующую армию с воздуха. Так Иркутский Авиазавод за годы период Великой Отечественной войны выпустил 2174 боевых самолёта, которые в значительной степени восполнили большие потери военно-воздушного флота Красной Армии от налётов Люфтваффе на советские аэродромы в начале войны. Иркутский завод тяжелого машиностроения им.Куйбышева (АО ИЗТМ) выпускал вооружение для нужд фронта, кроме того, коллектив предприятия принимал активное участие в формировании танковых колонн «Иркутский комсомолец», «Иркутский железнодорожник», «Сибиряк», «Иркутский связист». Локальной особенностью в помощи фронту стала работа знаменитых Ленских золотых приисков. Золото требовалось для оплаты грузов, которые закупала страна за рубежом. «Лензолото» сумело и сохранить, и нарастить уровень золотодобычи. Иркутский завод дорожных машин в с 1941г. выполнял оборонные заказы по ремонту машин для Красной Армии, а позже специалисты освоили также сборку поставлявшихся от союзников автомобилей — «Фордов», «Шевроле», «Студебеккеров».
Иркутский релейный завод производил для нужд фронта БАСы — сухие анодные батареи, которые использовались в телефонных аппаратах, радиостанциях, приемниках, фонарях, а также детали для мин. Предприятие работало круглосуточно, а объем выпускаемой продукции вырос в 4 раза.
Свой вклад в оборону Сталинграла внесли железнодорожники Иркутской области — рельсы с первого участка БАМа были переброшены на строительство «Восточной рокады», по которой из восточных районов страны снабжались защитники города на Волге.
Памятные места на карте региона
— Памятник маршалу Г.К. Жукову
— Бронзовый бюст генерала армии А.П. Белобородову
— Танк «Иркутский комсомолец»
— Мемориал «Военной славы и доблести» — ракетная установка «Катюша»
— Мемориальный комплекс на Лисихинском кладбище
— Памятник врачам и медсестрам Иркутского государственного медицинского университета
— Мемориал павшим студентам и преподавателям ИГУ
— Бюст в память комсомолки Вали Березовской
— Бюст в память Героя Советского Союза Николая Вилкова на территории Иркутского судоремонтно-судостроительного завода
— Мемориал погибшим работникам авиазавода
— Памятный камень у иркутской синагоги в честь евреев-участников войны
Битва за жизнь. С кем и за что сражались на Великой Отечественной войне?>>