47% грузов по ленд-лизу в годы войны были перевезены через порты Дальнего Востока. Кроме того, Хабаровский край поставлял в действующую армию танки, самолеты, боевые суда, а также кормила рыбой воюющую армию. Для этой части страны война завершилась только в сентябре 1945 года — с разгромом милитаристской Японии.
От Германии — до Китая
В годы Великой Отечественной войны Хабаровск был тыловым городом. Однако дислоцированные в области части все-таки приняли участие в боях, в августе-сентябре 1945 года, участвуя в разгроме милитаристской Японии в Маньчжурии и освобождении Китая. Всего за 1941-1945 годы из Хабаровска на фронт отправились 90 тысяч человек. 42 выходца из Хабаровского края стали Героями Советского Союза.
Связист Евгений Дикопольцев при форсировании Днепра в 1943 году совершил несколько героических поступков, был представлен к званию Героя. 17 октября 1943 года он был тяжело ранен во время восстановления связи и, умирая, зажал концы кабеля зубами. Константин Заслонов в октябре 1941 года по собственной просьбе был отправлен в тыл врага в составе группы партизан-железнодорожников. Участники группы за три месяца подорвали 93 немецких паровоза. А с октября 1942 года и до своей гибели в бою Заслонов командовал всеми партизанскими силами в зоне Витебска, Орши и Смоленска. Моряк-амурец Николай Голубков совершил свой подвиг уже после победы над Германией: 9 августа 1945 года в ходе десанта в оккупированный японцами китайский Фуюань Голубков первым ворвался в дзот противника и забросал находившихся там гранатами, но и сам при этом получил смертельное ранение.
Танки, самолеты и ленд-лиз
После начала войны промышленность Хабаровского края была перестроена на выпуск продукции военного назначения. Хабаровский завод «Дальэнергомаш» с августа 1941 года начал делать стержни, предназначенные для мин. А 1942 года предприятие полностью переключилось исключительно на ремонт танков. С 5 августа 1941 года Хабаровский завод им. Молотова («Дальдизель») стал производить мины и авиабомбы, а также выпускать и ремонтировать артиллерийские системы. Авиационный завод Комсомольска-на-Амуре (КНААПО им. Ю. Гагарина) стал основным поставщиком дальних бомбардировщиков и торпедоносцев ИЛ-4. В паре с ним работал завод им. Горького, выпускавший часть деталей. Судостроительный завод Комсомольска-на-Амуре строил корабли и подводные лодки, производил корпусы авиационных бомб, артиллерийских снарядов. Хабаровский завод им. Кирова вел сборку тяжелых мониторов, выпускал зажигательные авиабомбы, морские мины, производил ремонт и модернизацию кораблей Краснознаменной Амурской военной речной флотилии. Нефтеперегонный завод имени Орджоникидзе снабжал армию, авиацию и флот топливом, а спиртзавод отправлял цистернами спирт и водку для действующей армии. За годы войны через порты Дальнего Востока было доставлено 47% от общего количества грузов по ленд-лизу. Хабаровский край был основным поставщиком рыбы и морепродуктов для армии и населения страны, поставив миллионы центнеров рыбы и продуктов ее переработки.
Памятные места на карте региона
— Мемориальный комплекс «Вечный огонь» в честь воинов-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны. На стене мемориала высечены фамилии почти 19 тысяч воинов-дальневосточников.
— Братская могила Краснознаменной амурской флотилии (здесь похоронены Герои Советского Союза Николай Голубков и Михаил Тюрин, которые погибли при сражениях с японскими войсками возле г. Фуюаня, а также контр-адмирал Неон Антонов, командующий КАФ).
— Братская могила пограничников, погибших 9 августа 1945 г. при ликвидации японского погранполицейского гарнизона.
— Бронекатер, установленный в честь моряков-амурцев, участвовавших в Великой Отечественной войне. Корабль воевал в составе Днепровской флотилии, дойдя до Одера.
— Памятник в честь работников завода «Энергомаш» и танкистов-дальневосточников, участвовавших в Великой Отечественной войне.
— Военно-исторический музей Восточного военного округа.
— Музей истории Хабаровска.
Битва за жизнь. С кем и за что сражались на Великой Отечественной войне?>>