В годы Великой Отечественной войны Владивосток и Приморский край стал настоящей опорой страны — отсюда шло снабжение фронтов, через Владивосток проходил ленд-лиз, здесь формировались новые воинские соединения. Воины-тихоокеанцы участвовали в самых последних боях Второй мировой войны, разгромив японскую Квантунскую армию на Дальнем Востоке.
Герои из Приморья
Всего за годы войны из Приморского края на фронт ушло 201 313 человек. Приморцы сражались на всех фронтах Великой Отечественной, ими были укомплектованы экипажи построенной на средства жителей края танковой колонны «Приморский комсомолец» и других формирований. Воины-тихоокеанцы участвовали в разгроме японской Квантунской армии на Дальнем Востоке. С войны не вернулся каждый третий, ушедший на фронт житель Приморского края. 104 человека стали Героями Советского Союза.
Подвиг Гастелло повторил Григорий Карпович Нестеренко из города Партизанск: при прохождении линии фронта его самолёт был подбит огнём воздушной артиллерии, а сам он был ранен. Отважный пилот направил объятую пламенем машину на скопление вражеских войск.
Владимир Гаврилович Хомрач из Уссурийска 28 сентября 1943 года одним из первых переправился через Днепр, и ворвался в траншеи противника, получив за свою отчаянную храбрость звезду Героя Советского Союза.
Батальон под командованием Артемия Сергеевича Ярового из села Петровичи 9 августа 1945 года форсировал реку Амур, освободил китайские города Цике и Сюнхэ. В бою за Мананьтуньский узел сопротивления комбат Яровой лично возглавил атаки, был ранен, но остался в строю до полного выполнения боевой задачи.
Половина ленд-лиза
С началом войны в крае было создано более 100 предприятий и цехов, работавших на нужды фронта.
В мае 1941 года авиационный завод № 116 в Арсеньеве, не прекращая начатый перед войной ремонт самолетов и моторов, перешел к серийному выпуску авиационных машин УТ-2.
В 1941 году был открыт механический завод № 1 Владлага НКВД, выпускавший мины. Боеприпасы также выпускал завод «Металлист», механический завод № 1. На Океанском фанерном заводе производили аккумуляторные шпоны, авиационную фанеру, противотанковые мины, телеграфные катушки, а Уссурийский лесокомбинат № 1 выпускал лыжи для нужд фронта.
Уголь для советской промышленности поставляли шахты треста «Сучануголь».
Особая роль была у Дальзавода во Владивостоке. Всего в 1941-1943 годах работники предприятия построили и сдали в эксплуатацию 3 эсминца, 9 подводных лодок, 4 транспортных средства вспомогательного флота. Кроме того, в доках завода прошли ремонт 77 судов Тихоокеанского флота.
В годы войны в Приморском крае резко повысилась урожайность картофеля, овощей, сахарной свеклы. Огромное значение имела и рыбная промышленность. Предприятиями и рыболовецкими колхозами Приморья в 1941 году было добыто 560,3 тысяч центнеров рыбы, а в 1943 году — уже 605,6 тысяч центнеров.
На Дальнем Востоке грузы по ленд-лизу перевозили только советские суда. Из 16 млн тонн импортных грузов, доставленных в нашу страну в годы война, на Дальний Восток приходится более половины — 8,7 млн. тонн. С 1941 по 1945 годы Приморской железной дорогой было перевезено 46.3 млн различных грузов. Владивостокский узел отгрузил 7850 тыс. т. импорта. Своевременная доставка оборудования и материалов способствовала слаженному функционированию военной экономики СССР.
Памятные места на карте региона
- Стела «Город воинской славы»
- Военно-исторический музей Тихоокеанского флота (Владивосток, ул. Светланская, д. 66.)
- Мемориальный комплекс «Боевая слава ТОФ (Тихоокеанского флота)»
- Мемориальная гвардейская краснознаменная подводная лодка
- Памятник танковой колонне «Приморский комсомолец» 1941–1945 гг.
- Памятник Герою Советского Союза Дмитрия Карбышева
- Памятник морякам-катерникам 1-й Краснознаменной бригады Тихоокеанского флота
- Памятник морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны
Битва за жизнь. С кем и за что сражались на Великой Отечественной войне?>>