Примерное время чтения: 5 минут
1050

РЖД сделало «Ласточку». Из Петербурга впервые отправился новый скоростной электропоезд

ОАО «Российские железные дороги» объявило о введении в эксплуатацию нового типа скоростных электропоездов «Ласточка», созданных по заказу РЖД немецкой компанией Siemens.

«Ласточка» полетела в Новгород

Изначально закупка «Ласточек» предполагалась в связи с проведением зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.  Согласно контракту, немецкие производители поставят в Россию 38 таких поездов, а еще 16 будут построены совместно на предприятии «Уральские локомотивы». Планируется, что эти работы начнутся в середине 2013 года.

23 января на Московском заводе Петербурга прошла торжественная церемония запуска первой «Ласточки». Поезд с пассажирами отправился по маршруту Санкт-Петербург – Чудово  - Великий Новгород. Одновременно с этим «Ласточки» начнут курсировать и по направлению Петербург – Чудово – Бологое.

Фото russianlook.com

Также в 2013 году железнодорожные «птички» полететь в Казани и Сочи. В настоящее время немецкие производители передали РЖД 18 готовых «Ласточек».

Общая сумма контракта РЖД с Siemens составляет 2,5 миллиарда евро. Кроме собственно постройки поездов, немцы получили заказа на их техническое обслуживание на протяжении 40 лет.

Стоит отметить, что в 2010 году РЖД устами своего вице-президента Валентина Гапановича заявляла, что первая «Ласточка» начнет курсировать в 2012 году на маршруте Москва – Ярославль.

«Ласточка» стала вторым совместным проектом РЖД и Siemens по развитию скоростного железнодорожного сообщения в России.

Ограниченный «Сапсан»

Предшественником «Ласточки» был скоростной поезд «Сапсан», курсирующий ныне на маршрутах Москва – Петербург и Москва – Нижний Новгород.

Контракт, подписанный в 2005 году, и предусматривавший строительство 60 скоростных поездов, был пересмотрен в сторону уменьшения с приходом на должность президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина.

В результате масштабные планы развития сети скоростного пассажирского сообщения стали заметно скромнее. «Сапсан» начал регулярные рейсы между Москвой и Петербургом в декабре 2009 года. В июле 2010 года маршрут «Сапсанов» был расширен до трассы Нижний Новгород – Москва – Петербург.  Однако осенью 2011 года рейсы из Нижнего Новгорода в Петербург были прекращены в связи с техническими трудностями – невозможностью одновременного приема двух скоростных поездов Курским вокзалом столицы. Эксперты же полагали, что причиной отмены поездов стал низкий пассажиропоток, связанный с ошибками менеджмента компании.

Фото russianlook.com

Неоднократно делались заявления о запуске «Сапсанов» на других трассах, таких, как Москва – Киев, Москва – Хельсинки, Москва – Самара, Красноярск – Омск, однако практического развития они пока не получили.

В адрес «Сапсана» нередко высказывались критические замечания. Отмечалось, что его движение стало причиной нарушения графика движения обычных поездов. Обращалось внимание на частые неполадки в системах поезда. Кроме того, только за первый год эксплуатации под колесами «Сапсанов» погибли около 20 человек. Местные жители, проживавшие вдоль маршрута «Сапсана», оказались не готовы ни к скорости, ни к относительной бесшумности нового поезда, и подчас просто не успевали отойти на безопасное расстояние.  В итоге «Сапсан» получил не самое позитивное прозвище – «Белая смерть».

Однако специалисты считают, что главная причина того, что «Сапсан» застрял между двумя столицами, в ином. В марте 2011 года министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил, что имеющиеся резервы железнодорожных путей исчерпаны, и развитие скоростного и высокоскоростного сообщения требует строительства выделенных линий.

Что сгубило советского предтечу «Сапсана» и «Ласточки»?

Идея развития скоростного железнодорожного сообщения в СССР появилась еще в середине 60-х годов 20-го века. К 1973 году на Рижском вагоностроительном заводе был построен первый отечественный скоростной поезд ЭР-200, который был способен развивать рабочую скорость 200-210 км в час.

На тот период поезд вполне соответствовал передовым мировым образцам, однако его введение в эксплуатацию растянулось до 1984 года, когда ЭР-200 уже морально устарел.

В итоге советский предтеча «Сапсана» так и остался заперт на линии Москва - Санкт-Петербург, где являлся не столько весомой транспортной единицей, сколько оригинальным аттракционом. Окончательно ЭР-200 был выведен из эксплуатации в  2009 году, передав эстафету «Сапсану».

Любопытно, что поезд, на котором большинство советских граждан не ездили ни разу, тем не менее, был им хорошо известен. Советские режиссеры несколько раз использовали кадры с ЭР-200 в своих картинах, а силуэт поезда помещался на упаковках дорожного сахара, который проводники предлагали пассажирам.

Причиной неудачи проекта ЭР-200 стала та же проблема, про которую, но уже в связи с «Сапсаном» говорил министр Левитин: в стране не удалось построить сеть высокоскоростных железнодорожных магистралей, без которых самые совершенные поезда оказываются совершенно неэффективными.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах