Примерное время чтения: 5 минут
518

Подстаканная история: 290 подстаканников собрал коллекционер из Златоуста

Коллекционер Волков. Фото: автора

В коллекции пенсионера Владимира Волкова практически три сотни подстаканников. Они тесно расставлены на многоэтажных кухонных стеллажах и книжных полках. Менее ценная часть хранится в личном гараже коллекционера.

Волков коллекционер со стажем. Много лет он собирал виниловые пластинки. Коллекционировать подстаканники Владимир Волков начал 40 лет назад совершенно случайно. Отправившись в поисковую экспедицию за матричными пластинками (для граммофона и патефона), привез домой латунный подстаканник.

— Подстаканник скажу вам исключительно мужской предмет, — рассказывает собиратель редкостей. — Раньше говорили, что еще до революции в России дамам позволялось пить чай только из фарфоровых чашек, а мужчинам из стекла. А попробуй удержи стеклянный стакан с кипятком. Правда, дата изобретения подстаканника до сих пор не известна. Он предметом искусства стал на рубеже 18-19 веков, а раньше был просто неказистой технической штучкой.

В коллекции Волкова 290 подстаканников. Самый древний — 1840 года, польской фирмы «Штерн» с вращающейся юбкой. Подстаканников этой фирмы, канувшей в лету еще в 19 веке, в России только два, один в Златоусте, другой в Подмосковье.

Самым редким коллекционер считает тот, на котором отчеканено 4 буквы —  НКЧМ , что означает: наркомат черной металлургии.

Пара подстаканников может «похвалиться» клеймом Императорского двора. В 19 веке поляки из Варшавы привозили свою продукцию на внутренние рынки России, они же участвовали в знаменитых ярмарках — Нижегородской, Ирбитской. Победителям этих выставок давалось высокое право наносить на свою продукцию клеймо «Императорская корона», что обозначает, что данный производитель с данного момента становится «Поставщиком» императорского двора. В коллекции Волкова два подстаканника с таким клеймом — это «NORBLIN&C» (НОРБЛИН и К) и «FABR. WOLSKA» (Фабрика Вольска).

Серебряные, деревянные, расписанные под хохлому, покрытые эмалью, юбилейные. Каждый, из подстаканников символизирует определенный исторический момент, а порой и целую эпоху.



— В конце 19 века подстаканники были настоящим искусством — художественным литьем, — рассказывает коллекционер Волков. — В советской России подстаканник — элемент сплошной пропаганды, причем,  штампованный в промышленных масштабах. Полетел человек в космос — выпустили подстаканник, прошла спартакиада — еще один.

На стеллаже у холодильника подстаканник с надписью «Спартакиада 1959». Чуть левее над дверным проемом — с барельефом Владимира Жириновского и надписью ЛДПР.

А один из любимейших предметов коллекционера — подстаканник «Армудный», родился во Франции (Армуд — имя богини плодородия у древних кельтов). Его пробовали изготавливать в России, в артели «Мстера». В подстаканник вставлялся стаканчик на 150мл., но у нас он не прижился. Такими дозами в России пьют только водку.

Есть в коллекции даже «подбутыльник», сделанный для поддержки бутылки шампанского. В 1967 году эти раритетные вещицы были созданы для ресторана «Седьмое небо» в останкинской телебашне. Амплитудные колебания башни оказались слабыми – «подбутыльники» не пригодились, а коллекционеры разбогатели на редкий экземпляр.

По своей природе Владимир Волков коллекционер-исследователь. Предметы его сокровищницы не стоят миллионов долларов, но у каждого из них своя «биография», которую он тщательно и пошагово изучает. Вот, к примеру, сейчас Владимир пытается расшифровать историю происхождения загадочных кубков. Коллекционер предполагает, что они когда-то принадлежали двоюродному брату Льва Николаевича Толстого — скульптору, граверу и живописцу Федору Толстому. Всего таких малых кубков в России 20. Владимир хотел отправить их в Москву, в исторический музей на экспертизу, но предметы без «донышек-оснований» (время их не пощадило) не приняли. Владимир Волков не отчаивается и надеется найти неоспоримые доказательства особой ценности своих кубков.

Стоит заметить, что «мертвым грузом» на полках коллекция подстаканников не стоит, а путешествует по музеям челябинской области. Не так давно в краеведческий музей города Миасса заглянули гости из Египта. И оставили обширнейшее письмо в книге отзывов для Волкова, правда, на арабском. Волков попросил помощи в переводе у посольства Египта и сейчас ждет ответа, чтобы оценить, вышел ли интерес к его подстаканникам на мировой уровень.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах