Палеонтологи уверены: найденный мозг почти не отличается от мозга современных насекомых. А некоторые учёные вообще считают, что по своей разумности насекомые не уступают позвоночным и даже способны к логическим операциям. Среди таких исследователей - Владимир Карцев, научный сотрудник кафедры энтомологии биологического факультета МГУ, кандидат биологических наук.
Куда бежит таракан?
- Многим знакома картина: включаете на кухне свет и видите, как разбегаются тараканы. При этом каждый бежит не куда попало, а кратчайшим путём в укрытие! Да, тараканы от природы боятся света. Но инстинкт не объясняет им, как убежать наилучшим образом. Значит, они ориентируются на вашей кухне не хуже вас самих. Они запомнили - выучили! - пути отступления и пользуются этим. Похоже, тараканы не так просты, как кажется.
Первым, кто поставил вопрос об интеллектуальных способностях насекомых, был профессор МГУ Георгий Мазохин-Поршняков, долгие годы заведовавший кафедрой энтомологии. В этой области исследований наша страна, кстати, была «впереди планеты всей». В 1960-е сама постановка вопроса казалась смехотворной, а то и скандальной. Какой интеллект может быть у насекомых? Они же маленькие и примитивные! Все серьёзные исследователи отказывали им не то что в интеллекте, но даже в элементарной способности обучаться.
Почти 100 лет назад нобелевский лауреат Карл фон Фриш, признанный знаток жизни пчёл, изучал цветовое зрение этих насекомых. Он предлагал индивидуально меченной пчеле несколько одинаковых кормушек, отличающихся по цвету. Только в одной был желанный сахарный сироп, а в остальных - вода. После тренировок пчела начинала уверенно садиться на кормушку с сиропом, вовсе не приближаясь к остальным. Одну пчелу приучали к синей, другую - к жёлтой, третью - к зелёной кормушке… Оказалось, они способны различать цвета и обучаться. По терминологии академика Павлова, у них возникают условные рефлексы. Мазохин-Поршняков продолжил эти опыты. Он использовал кормушки разных форм и установил, что пчёлы могут узнавать геометрические формы.
Не хуже собаки
Известно, что пчёлы, муравьи, некоторые другие виды насекомых обитают в высокоорганизованном социуме. Но когда пчела вылетает за пределы улья, она живёт сама по себе, социальная структура здесь уже ни при чём. Поэтому нас интересуют их индивидуальные способности. Всю вторую половину ХХ века учёные исследовали, как вырабатываются условные рефлексы у насекомых. И пришли к сенсационному выводу: по всем основным характеристикам условные рефлексы позвоночных и беспозвоночных не отличаются друг от друга!
В этом смысле пчела оказалась ничуть не хуже собаки. Опыты с тараканами доказали, что они умеют обучаться, ориентируясь в экспериментальном лабиринте (читайте - на нашей кухне). Почему эти результаты столь удивительны? Да потому, что эволюционно мозг у насекомых и мозг у позвоночных возникли и развивались независимо друг от друга. И по строению они сильно различаются, как, впрочем, и вся нервная система. А вот поведение на уровне рефлексов оказалось похожим в мельчайших деталях.
Скептик заметит: интеллект - это нечто большее, чем способность обучаться и запоминать. Это способность постигать логические законы окружающего мира. Как же ополчились оппоненты против профессора Мазохина-Поршнякова, когда он предложил пчёлам (а затем и осам, и муравьям) логические задачи! В них приманку уже нельзя было найти по конкретному признаку - например, синему или зелёному цвету.
Пчёлам приходилось распознавать треугольники среди квадратов, параллелепипедов, ромбов и трапеций, считать число точек на карточках (одна, две или три), выбирать двуцветные фигуры среди одноцветных и т. п. И пчёлы решали эти задачи! Таким образом, не только по способности к обучению, но и по умственным способностям (я умышленно не ставлю это слово в кавычки) насекомые не уступают высшим животным.В последние годы из-за отсутствия финансирования российская школа энтомологии стала сдавать свои позиции. А во всём мире описанное направление исследований активно развивается. И о приоритетных работах наших учёных, как ни странно, на Западе не упоминают.