Осетинские предки норвежцев
Из раскопа, заложенного в центре Азова, извлекли три пряжки для плаща - точно такие имелись у средневековых викингов. Не будь инициатором раскопок знаменитый норвежец, ростовские и азовские историки, вполне возможно, решили бы: видимо, тысячу лет назад викингов какими-то неведомыми путями занесло в Приазовье. Но Тур Хейердал организовал эту экспедицию (как вскоре оказалось, последнюю в его долгой жизни) специально для того, чтобы доказать: его скандинавские предки имеют азово-кавказские корни. Выходит, не викингов занесло к Азовскому морю, а наоборот: местные воины из племени асов переселились из южнорусских степей через всю Европу к берегам Норвежского моря. И было это на целое тысячелетие раньше времени доминирования викингов на европейском континенте - на рубеже I века до н. э. и I века н. э.
Хейердал несколько десятилетий мечтал об археологической проверке этой догадки. В 1962 г. он впервые приехал в Ростов. Потом вчитывался в труды исландского историографа XII-XIII веков Снорри Стурлусона, изложившего сюжеты исландских саг. Стурлусон повествовал о племени богов асов, жившем в городе Асгард: асы воевали с соседями ванами, то побеждая их, то терпя поражения; возглавляемые легендарным вождём Одином асы, теснимые на север под ударами римлян, объединились с ванами и уплыли на север по реке Танаис.
Доверять мифам - дилетантская наивность. Однако романтически настроенный мечтатель Шлиман доверял - и, не будучи профессиональным археологом, с текстом гомеровской «Илиады» в руках раскопал легендарную Трою. Хейердал в этом отношении похож на Шлимана. Серьёзные историки считают Одина фигурой мифологической, а потому никому в голову не пришло искать следы его пребывания на земле. Тур решил: если бы Один был богом, он бы только побеждал - боги не знают поражений. Упоминание Стурлусоном о поражениях асов привело его к мысли: Один - реально живший на земле герой, такой, как Иисус Христос, имя которого после смерти настолько обросло легендами, что его стали воспринимать как бога. Кстати, упоминание о кремации Одина, умершего в Швеции, по пути переселения своего племени на север, также свидетельствует о нём как о человеке.
Но как мог Снорри Стурлусон знать об Одине? Хейердал исследовал биографию скальда и выяснил: в начале XIII века он учился в парижском монастыре у монаха-армянина, который мог из древних манускриптов, хранившихся в Эчмиадзине, историко-религиозном центре Армении, знать о событиях I века до н. э. в Предкавказье.
Допустив, что Один - историческое лицо, Тур Хейердал всю историю Азова прочёл в ином ключе: Азов - это Ас-хов, где «ас» - самоназвание племени, «хов» - по-норвежски «храм», «священное место». Очень близко имени священного города Асгард, где «гард» - по-норвежски «город».
«Я нигде не видел границ»
Когда созрела гипотеза об азовских корнях норвежцев, идея раскопок на территории Азова превратилась в конкретный план. Летом 2000 года Тур Хейердал приехал в Азов и посетил археологические раскопки, которыми руководил доцент Ростовского университета Сергей Лукьяшко.
- Мы познакомились, - рассказывает Сергей Иванович, ныне завлабораторией археологии Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН, - кажется, понравились друг другу. Тур стал расспрашивать меня об асах. Я подтвердил: да, жил здесь такой народ, в русских летописях называемый осами (предками осетин). Два поселения асов на восточном берегу Дона, по времени совпадающие с Асгардом, сегодня находятся на территории Азова. Одно полностью уничтожено городской застройкой, другое, Подазовское городище, уже копали. Хейердал страшно загорелся затеять на городище повторные, более детальные раскопки. Он отложил свой отъезд из России, просмотрел все находки интересующего времени в Азовском музее и твёрдо решил следующей весной приступить к раскопкам.
В апреле 2001 года Тур вместе со своим давним другом Юрием Сенкевичем приехал в Азов. Раскопки развернули в районе улицы Дзержинского, где на древнем городище сохранился участок культурного слоя периода античности. Среди находок (а их за сезон было сделано 35 тысяч) оказались фрагменты амфор с «двуствольными» ручками и желудевидными ножками - такие существовали только в I веке до н. э., уже в следующем столетии их не могло быть. И - упомянутые скандинавские пряжки для плащей. Когда подобную пряжку нашли на острове Ньюфаундленд близ Канады, тотчас сделали вывод: викинги появились на американском континенте на четыре столетия раньше Колумба. Пряжки викингов, найденные на месте легендарного Асгарда, по мнению Тура Хейердала, побудят пересмотреть историю европейцев.
Он знал, что его последние находки не вызовут восторга у соотечественников. За год до смерти учёного на родине его начали травить: как же так, голубоглазые блондины (каковым был и сам Хейердал) - потомки народа, живущего на Кавказе? К такому антропологическому плюрализму научная общественность Норвегии была не готова.
А в низовьях Дона коллеги Тура спокойно обсуждали с ним такой вариант истории.
Николай ФомичЁв, археолог, ведущий специалист Азовского музея, вспоминает:
- Тур не раз говорил: все люди - братья, я много путешествовал по миру и нигде не видел границ. Научно доказать свою гипотезу о викингах-асах он не успел, но одно то, что он допускал её, говорит о нём как о человеке широкого мышления, открытом новым идеям, чуждом теории национального превосходства. Именно таким он всем нам и запомнился.
Репродукция автора