Особенности иконографических изображений
Икона – это зрительный образ или изображение Иисуса Христа, Божьей Матери, христианского святого или ангела. Часто иконы содержат изображения библейских и евангельских событий или жизнеописаний святых. Перед иконой не ставится обязательной задачи передать детальное и максимально точное изображение, хотя это важно. Суть икон в другом. Они - предметы религиозного культа, перед которыми христиане молятся. Еще в древности было сформулировано очень точное и удивительное выражение этого опыта: взирая на образ (изображение), надо умом обращаться к первообразу, то есть к тому, чей лик изображен на иконе. Икона – прежде всего помощник в молитве. Никто и никогда в христианстве не обращался с молитвой к самой иконе, к изображению.
Из сказанного следует несколько важнейших особенностей икон. Первая в том, что икона исторична. Изображать можно только тех, кто реально существовал, тех кого видели. Изображать можно то, что было на самом деле, что было видимо. К примеру, на практике христиане верят в Троицу, но указанная особенность выражается в отрицательном отношении православного богословия к изображениям Бога Отца, которого порой представляют в виде старца, держащего на коленях отрока Иисуса. Кроме этого икона не приемлет изображения разного рода фантазий. Молитва и религиозная жизнь вообще – в высшей степени серьезны и ответственны. Нельзя обращать молитву к тому, кого не было, или нравственно учиться из того, чего не произошло. Христианство исторично и не совместимо с мифами и выдумками.
Вторая особенность – это надпись, свидетельствующая о том, кто изображен. Если христианин молится перед иконой, то молитва не может быть обращена неизвестно к кому, молитва – всегда конкретное личное обращение. Очень важно знать, кого изобразил иконописец. Дело в том, что фотографические изображения появились недавно и о многих святых, да и о Господе Иисусе Христе, мы можем судить прежде всего по свидетельствам очевидцев (иногда графическим, иногда письменным), которые вполне субъективны. К тому же многие люди похожи между собой. Подходя к иконе и начиная молитву, христианин должен точно знать, на чей лик он взирает.
Третья особенность состоит в том, что на иконах изобразительными средствами стараются засвидетельствовать о святости изображенных. Еще в древности был найден прекрасный метод. Стараются в красках выразить то, что со святостью ассоциируется: свет, чистота, сияние, красота, отсутствие искажений и изъянов, поврежденностей. Всем известны нимбы – это не что иное, как попытка изобразить сияние славы Божьей, истекающей через святых. На иконах стараются изобразить человека так, как он предстает перед Богом, без каких-то увечий и недостатков. В сюжетных иконах изображения более реалистичные, но их задача несколько иная – напомнить христианам о конкретных событиях, помочь задуматься над ними.
Все остальное: стили, техники, соответствие древним образцам, - хоть и важно, но в наше время не может быть определяющим. Сама жизнь тут устранила разного рода притязания кого-либо на истинность. Мне лично гораздо ближе классические иконы византийского или древнерусского образца, но при этом очень многим людям нравятся «художественные» изображения.
О богословском смысле икон
До некоторых пор вопрос о самой возможности икон в христианской культуре не был поставлен в жесткое соответствие с вопросом о реальности воплощении Бога во Христе. Около семи столетий Церковь допускала разное отношение к иконам. Не было запретов использовать образ для проповеди и для молитвы тем, кто так получал духовную пользу, и не было понуждений к этому тех христиан, которые боялись, что языческие предрассудки в народе слишком сильны, чтобы можно было безопасно предлагать художественные изображения святых или священных событий. Однако, как только вопрос встал во всей своей категоричности, он был решен. Пользоваться иконами или нет и какими иконами пользоваться – это дело личное. Но вот отвергать иконы в принципе, отождествлять иконы и с язычеством для православных христиан недопустимо, ибо через это отвергается сама вера во Христа как Богочеловека.
Логика такова. Христиане уверены, что Бог стал человеком. Иисус Христос – истинный Человек и истинный Бог. Понятно, что Бога, как бы сейчас сказали, Самого по Себе никто не видел, ибо это невозможно в принципе. Но апостолы и многие израильтяне Иисуса Христа не только видели, но и жили с ним, путешествовали, принимали из Его рук пищу, даже целовали его (вспомним Иуду). Римские воины били Его, раздели, плевали на Него и даже распяли на кресте. Ученики Христовы похоронили учителя и стали первыми свидетелями Его воскресения из мертвых. Как подтвердить истинность этого, как явить зримо христианскую веру, даже уверенность в богочеловечестве Христа? Очень просто через изображение.
О поклонении и почитании
Что касается «поклонения» иконам, которое может входить в противоречие с заповедью о поклонении Единому Богу, то с древности существует очень точное, впрочем, и вполне очевидное для христиан богословское объяснение. Есть поклонение как всецелое служение - и оно надлежит только Богу. Это для христиан закон! Но есть поклонение как почитание, как уважительное отношение, как воздание чести - и оно вполне возможно по отношению к образам, к иконам. В современной русской богословской традиции принято говорить о почитании икон, а не о поклонении им. Употребление в отношении религиозных изображений термина «поколение» сразу выдает человека стороннего по отношению к православию.
Поясню на примере. Многие люди носят с собой фотографии своих родных, некоторые имеют на работе рамочки с изображениями близких людей. Любому человеку понятно, что наличие фотокарточек, некоторые переживания, воспоминания, с ними связанные, никак не могут предать или заменить личного отношения к тем, кто изображен на фото. Всем также понятно и вполне приемлемо, что изображения эти почитаются, им присваивается некоторая ценность. Никто не разрешит никому растоптать фотографию с изображением своей мамы или брата, хотя все признают, что фото - это не более чем бумага с красками. Примерно то же происходит и с иконами. На них изображены те, кто дорог христианам, в кого они верят, кому они доверяют, к кому обращаются с молитвой. И эти личные отношения определяют почитание икон.
Несколько слов о современности
Так сложилось, что все сказанное выше является азами православного вероучения, в котором разбирается, к сожалению, горстка православных образованных христиан и которое неведомо большинству наших сограждан. В обществе иконы воспринимаются совершенно иначе.
Можно отметить два наиболее распространенных нехристианских восприятия икон. Первое – это восприятие иконы вне религиозного контекста, чисто эстетически, в качестве некоторого элемента оформления. Второе – уверенность, что иконы сами по себе целительны или обладают защитными свойствами. И первое, и второе понимание порождены коммерцией. К примеру, календари с иконами, амулеты на шею с вклеенной иконочкой, заставки на мобильных телефонах и даже «аватары» в блогах всем нам известны.
За 20 постсоветских лет при отсутствии адекватных программ христианского просвещения российский народ воспринял уже в нескольких поколениях нехристианское понимание икон, появилась целая индустрия продукции с иконами. Научившись хранить и защищать богословие, современные православные христиане так и не нашли способов адекватного взаимодействия с обществом, не нашли адекватных форм проповеди, не нашли в себе достаточно сил противостоять всепоглощающей и профанирующей коммерции. Надо констатировать, что именно нецерковное понимание уже порой влияет на церковную жизнь, а не наоборот, как хотелось бы христианам. Что делать в такой ситуации - никто не знает. Думаю, перевоспитывать нравоучениями общество – бессмысленно, надо наводить порядок в «своих» рядах.