Сегодня президент России Дмитрий Медведев предложил Совету Федерации предоставить главе государства возможность принимать решения об использовании Вооруженных сил за пределами страны для защиты интересов РФ и её граждан. Предложение уже поступило на рассмотрение в верхнюю палату парламента и, как отмечают наблюдатели, скорее всего, получит поддержку.
«Президент на основании пункта «г» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне» внёс в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации предложение о предоставлении Президенту Российской Федерации возможности в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности принимать решения об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооружённых Сил Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и названным Федеральным законом», – говорится в сообщении пресс-службы Медведева.
До недавнего времени российским законодательством предусматривалась возможность использования ВС за пределами страны лишь в рамках войны с международным терроризмом и в соответствии с международными договорами РФ. Никаких других оснований для применения силы за рубежом просто не было. В начале ноября, однако, президент Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «Об обороне». Закон значительно расширял возможность использования ВС за границей: например, для отражения или предотвращения агрессии против другого государства, защиты граждан РФ, находящихся за границей, для борьбы с пиратством и обеспечением безопасности морских путей, для отражения нападения на РФ и её вооружённые силы и т.д. При этом решение об использовании силы принимает президент РФ, но на основании постановления СФ. Президент также определяет численность формирований вооружённых сил, районы их действий, их задачи и срок использования.
Изменения в закон «Об обороне» были приняты не просто так: во время конфликта в Южной Осетии летом 2008 года российские войска, согласно действующему законодательству, могли только отражать нападение на российских миротворцев и российских граждан, но не могли вести превентивных операций – факта подготовки к агрессии было недостаточно. Только в ответ на открытую агрессию со стороны Грузии российские войска получили юридическое право ответить ударом на удар. Более того, даже если бы это было возможно, президенту пришлось бы потратить ещё несколько дней для того, чтобы получить согласие Совета Федерации на нанесение превентивного удара.
Как отметил в беседе с «АиФ» директора Института политического и военного анализа АлександрХрамчихин, с формальной точки зрение предложение президента выглядит весьма удобным в случае, если «нужно сработать быстро и без лишних бюрократических процедур». «Однако в нынешней ситуации парламента в РФ практически нет – он в любом случае поддержит действия президента. Это в США Конгресс может быть оппозиционен президенту. Так что подобные меры, в общем-то, абсолютно излишни», – отметил он. Как указал эксперт, предложение разрешить президенту единолично принимать решение об использовании ВС за рубежом во многом связано со стремлением «копировать США во всём».
Отметим, что в США формально объявлять войну президент страны может только с согласия Конгресса. Однако за прошлый век это было сделано всего лишь дважды: во время объявления Первой и Второй мировых войн. Подобное положение вещей, впрочем, не мешало Вашингтону с завидной постоянностью (зачастую без согласия Конгресса) проводить военные операции за рубежом, в том числе и превентивные. За свою историю президент США принимал решение о начале военных операций без предварительного согласия со стороны Конгресса по меньшей мере 125 раз.
В России же вопрос о вооружённом вмешательстве за пределами страны за последние годы поднимался неоднократно. Ещё в 2006 году Совет Федерации разрешил президенту бессрочно использовать военную силу в случае необходимости пресечения международной террористической деятельности против РФ или российских граждан, а также «лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России». Нынешний же шаг выглядит вполне логичным продолжением этой тенденции.