Примерное время чтения: 3 минуты
962

Удар рублем. Коммунальщиков оштрафуют за отказ от перерасчета суммы платежа

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. Что происходит в «банковской» сфере 12/07/2023
Наталья Селиверстова / РИА Новости

Отказываясь пересчитать необоснованно завышенную плату за ЖКУ, управляющие компании в скором времени рискуют получить штраф — до 30 тыс. руб. должностным лицам и до 200 тыс. руб. юридическим лицам. Внести такие изменения в кодекс об административных правонарушениях предложило правительство. 

Впрочем, введение штрафа вряд ли радикально улучшит работу коммунальщиков, считает кандидат юридических наук, доцент, председатель подкомитета ТПП РФ по развитию рынка управления жилой недвижимостью Сусана Киракосян. «Отношения между потребителем услуг и управляющей компанией являются гражданско-правовыми, частными. Если какой-то собственник жилья считает, что ему выставлен необоснованно завышенный счет, и просит сделать перерасчет, то сейчас управляющая компания вправе удовлетворить просьбу (в этом случае выплачивается штраф в размере 50% от переплаты) либо отказать. В последнем случае возникает спор, ошибиться может как потребитель, так и управляющая компания, и разрешать этот спор нужно не дополнительными штрафами, а только в суде. За 2022 год управляющие компании выплатили 1,24 млрд руб. различных штрафов, а ведь эти деньги могли остаться в системе ЖКХ и улучшить качество предоставляемых услуг. И наоборот — чем больше средств будет изыматься у управляющих компаний, тем больше они будут экономить на сервисе», — указала эксперт. 

Согласно жилищному кодексу, если управляющая компания необоснованно завысила счета на услуги, то она обязана выплатить штраф в размере 50% от переплаты. Но не прописано наказание виновной стороны, в случае если она не выплачивает штраф и отказывается делать перерасчет. В правительстве считают, что нужно восполнить правовую лакуну в виде штрафа, но, по мнению Сусаны Киракосян, уже есть действенные механизмы урегулирования споров и дополнительные штрафы существенного влияния не окажут. «Если потребитель пострадал и считает, что стоимость услуг насчитана неправильно, то при отказе со стороны управляющей компании все исправить только суд должен решить, на чьей стороне правда. Если в управляющей компании поймут, что их положение шаткое и претензии обоснованы, то они урегулируют спор в досудебном порядке, ведь в противном случае им придется, помимо штрафа в 50%, предусмотренного в жилищном кодексе, выплатить еще 50% потребительского штрафа. Им попросту невыгодно оставлять без внимания претензии клиентов, и в этой ситуации облагать дополнительными штрафами нет необходимости», — заключила эксперт.

Тем более, что собственники могут и намеренно заставить платить штраф. В перечень обязанностей управляющей компании входят подготовка многоквартирного дома к зиме, обеспечение подачи в квартиры воды, электричества и газа, содержание лестничных площадок и придомовой территории в чистоте и многое другое, к чему при желании можно придраться. За жалобу на неубранный подъезд управляющая компания может быть оштрафована на 20 тыс. руб., за регулярные перебои в отоплении, водо- и электроснабжении предусмотрены штрафы на сумму до 10 тыс. руб., а если коммунальщики не торопятся исправляться или допускают рецидив нарушений, то штрафы увеличиваются до внушительных 300 тыс. руб. Кроме того, управляющие компании обязаны раскрывать данные о себе — финансовые балансы, отчеты о собрании собственников жилья, планы ремонтов и прочее. Тех, кто этого не делает, по закону ждет штраф на сумму от 250 тыс. руб. до 300 тыс. руб. Причем все управляющие компании являются коммерческими компаниями, и все штрафы должны выплачивать за счет прибыли, а не перекладываться на собственников жилья.

По данным Росстата, долги россиян за услуги ЖКУ по итогам 2022 года достигли 849 млрд руб., что на 11% превышает показатель 2021 года. В то же время долги предприятий жилищно-коммунальной сферы на конец 2022 года составили 1,5 трлн руб. Помимо задолженности населения, они сформировались из-за неоплаты счетов юридическими лицами и неотключаемыми потребителями — школами, детскими садами, больницами и прочее.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах