Примерное время чтения: 3 минуты
662

Ни копейки лишней. Расходы УК на капремонт попадут под контроль

Мария Девахина / РИА Новости

Принятый в первом чтении Госдумой проект закона об усилении контроля за использованием находящихся на спецсчетах средств, собранных для капитального ремонта домов, может стать отправной точкой реформы ЖКХ, но сам по себе он комплекс проблем, скопившихся в этой сфере, не решит. Об этом aif.ru сообщила доцент департамента логистики Финансового университета при правительстве России Дарья Швандар.

Новый закон коснется 15% российских домов. Их жители решили самостоятельно собирать и копить средства на капитальный ремонт своего жилья и хранят эти деньги на спецсчетах, объяснил член комитета по бюджету и налогам Госдумы Никита Чаплин. Теперь чтобы совершить платеж с этих счетов, потребуется проверка строительного контроля об обоснованности и разумности списываемых сумм. Следить за расходами будет Госжилинспекция, ее же обяжут хранить копии протоколов общих собраний жильцов, на которых был выбран этот способ финансирования капремонта.

«Законопроект — это попытка решить проблему прозрачности целевых спецсчетов банков для капремонта, с одной стороны, и нецелевого расходования средств управляющими компаниями, с другой стороны, — считает Швандар. — Идея хорошая, но она наталкивается на ряд проблем в сфере ЖКХ. Это и низкий уровень ответственности управляющих компаний в отношении обслуживания многоквартирных домов, что связано со слабым государственным контролем над их деятельностью, и сильная дифференциация доходов собственников жилья, что приводит к блокированию официальных решений по капремонту на общих собраниях и, соответственно, провоцирует частичную или полную подделку протоколов заседаний. Отсутствует официальный реестр подрядчиков для выполнения работ по капремонту, стоимости их услуг. Таким образом, проблема комплексная, требует системного подхода к решению, а не „латания дыр“. Но и ничего не делать уже нельзя, так как проблемы накапливаются, отсутствие возможностей их решения приводит к эффекту „снежного кома“, социальная напряжённость в обществе растёт. Поэтому законопроект может стать отправной точкой реформ ЖКХ, главное, чтобы на едином реестре протоколов общих собраний жильцов дело не остановилось».

Мера эта вполне необходимая, но недостаточная, соглашается научный руководитель института региональных проблем Дмитрий Журавлев. По его мнению, главная проблема — в самом существовании такой заначки. Деньги там лежат, но потребуются они когда-то потом, поэтому возникает большой соблазн использовать их для решения насущных проблем. В результате возникают злоупотребления, справиться с которыми методами дополнительного контроля вряд ли получится, полагает Журавлев. 

«Мы существенно переплачиваем за получаемые ресурсы: свет, тепло, воду, электричество, — добавляет он. — Причины этого видятся в завышенных тарифах и произволе управляющих компаний. Кто говорит о 100% переплате, кто даже о 300%. Но тарифы можно проверить и произвол выявить. Главное — чтобы было желание навести порядок. А вот объяснить, что значит плата за содержание и ремонт жилья, которая составляет половину квартплаты? Ремонт — штука абстрактная, а содержание сводится к мытью лестниц и включению тепла в начале отопительного сезона. Сантехников, электриков и других мастеров мы оплачиваем при вызове, причем обходятся они дороже, чем приглашение частного мастера. Таким образом, эта строчка превращается в налог на собственника».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах