По информации Национального лифтового союза, за 5 лет в России произошло более 330 несчастных случаев, связанных с лифтами. Число погибших – 129. Из недавнего – падение кабины, в которой находилось 13 человек, в Шушарах (Санкт-Петербург). К счастью, обошлось без жертв.
Если это падение можно по-пробовать списать на перегруз, то чем объяснить волгоградский эпизод? Там в ЖК бизнес-класса сорвался лифт. Находившаяся в нём 15-летняя школьница получила компрессионный перелом позвоночника. Ни перегруза, ни поломки по причине старости лифта – дом сдан пару лет назад. Так что же происходит в лифтовом хозяйстве?
Когда УК экономит
По мнению члена Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергея Колунова, причина многих ЧП – стремление иных управляющих компаний сэкономить. «Чем договор на обслуживание лифтов дешевле, тем лучше – больше в карман положат, – объясняет он. – Потому договоры заключаются неизвестно с кем. В свою очередь, обслуживающие организации, продающие свои услуги дёшево, не вкладываются в компоненты, приглашают некомпетентных сотрудников. Отсюда и несчастные случаи».
Колунов настаивает, что в стране надо организовать учебные центры, занимающиеся обучением и повышением квалификации тех, кто монтирует и обслуживает лифтовое оборудование. Также важно препятствовать деятельности недобросовестных организаций с минимальными прайс-листами на работы. По его словам, соответствующие инициативы уже готовятся.
Но всё же только на действия УК и обслуживающих организаций проблему с лифтами не спишешь. Колунов признаёт: есть нехватка комплектующих для текущего ремонта зарубежных лифтов, установленных до ухода иностранных компаний из РФ в 2022 году. При этом он подчёркивает: «Мы налаживаем импортозамещение. Наши лифтовые заводы отвечают современным требованиям по материалам, технологиям, дизайну кабин и целиком закрывают потребность отечественного рынка».
Лебёдка импортозамещения
Способность закрыть потребность рынка ранее ставили под сомнение в Национальном лифтовом союзе, который предупредил: застройщики могут начать задерживать сдачу высотных зданий из-за нехватки скоростных подъёмников.
Сами девелоперские компании поспешили успокоить людей: сроки ввода домов не изменятся. В принципе, не обманули – в 2023 году в эксплуатацию ввели на 7,5% больше квадратных метров жилья, чем в 2022-м.
Производителей лифтов, которые везут на верхние метры, в России не так уж мало – порядка 30. Самые известные заводы – Щербинский, Карачаровский, Челябинский, Серпуховский, Петербургский, «Метеор Лифт» (бывший Otis), «Мослифт», Московский завод «МЭЛ».
«За прошлый год производство подъёмного оборудования в России выросло на 10%, – продолжает Колунов. – Более того, многие предприятия уже готовятся к массовому выпуску лифтов, набирающих скорость до 2,5 м/с. В планах на ближайшую перспективу – выпуск лифтов со скоростью 4 м/с».
Так-то оно так. Однако импортозамещение всё же даётся нашим производителям тяжело. Сейчас готовые зарубежные изделия облагаются пошлиной в 5% или не облагаются вовсе, тогда как пошлина на комплектующие для лифтов – 10–15%. Российским предприятиям элементарно выгоднее купить готовую лебёдку в Китае, чем сделать свою. Например, Серпуховский завод заменил 12 из 14 компонентов лебёдки отечественными составляющими, в итоге вышло дороже покупки из-за рубежа.
По мнению Колунова, чтобы снизить зависимость от импорта, необходимо решить вопрос с таможенными пошлинами и ввести дополнительные меры господдержки. Глава Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов уточняет: поддерживать нужно только порядочный бизнес – тратить деньги бюджета и налогоплательщиков на «абы что» нельзя. Иными словами, для порядка в сфере важно создать реестр предприятий, продукцию которых можно будет установить под гарантии качества и стабильной работы. Также специалисты по установке лифтов должны иметь соответствующую контролируемую квалификацию. «Минстрой, Минпромторг и Госдума озаботились созданием такого реестра, новые правила развития представят отрасли в ближайшее время», – сообщил глава комитета.
Старость настигла
Но самый острый вопрос связан с износом имеющегося в стране лифтового хозяйства. «Сегодня средний возраст подъёмников в старом жилфонде – 25–30 лет, – рассказывает кандидат экономических наук, доцент РЭУ им. Плеханова Дмитрий Осянин. – Многие из них устанавливались ещё в советский период и не всегда соответствуют современным требованиям безопасности и энергоэффективности. Более того, некоторые кабины неправильно обслуживаются, отчего ещё быстрее изнашиваются».
Замена и модернизация оборудования, как поясняют в пресс-службе Минстроя РФ, в большинстве случаев происходят по программам капремонта в регионах. Регионы же устанавливают и минимальный размер взноса за капремонт для жильцов. Эти средства потом расходуются в том числе и на лифты. Таким образом, ежегодно в России меняют по 15–16 тыс. подъёмников. Для сравнения другая цифра: сейчас в стране 517 тыс. лифтов, из которых 100 тыс. либо уже устали возить людей, либо окончательно исчерпают свой ресурс к 2025 году.
«При существующем темпе замены мы совершенно точно не успеваем решить эту ситуацию, – признаёт Пахомов. – Проблема сборки заметной части лифтов в ангарах и гаражах из малопонятных деталей тоже никуда не делась. Без господдержки регионам сложно решить проблему с устаревающими лифтами – это очевидно».
Что говорят в Минстрое
– Минстроем России совместно с Минпромторгом, регионами и отраслевым сообществом подготовлены инициативы для поддержки лифтового хозяйства, повышения безопасности эксплуатации и эффективности замены лифтов по капремонту. Сейчас эти инициативы проходят регламентные процедуры, – сообщили в ведомстве.