На первом в этом году заседании Госдумы обсуждался вопрос многочисленных аварий на теплосетях. Спикер парламента Вячеслав Володин поддержал идею вернуть теплосети в госсобственность. «И дальше будут рваться сети, потому что многие собственники не только не вкладываются в их модернизацию, но и преспокойно себя чувствуют за границей», — отметил он. Поможет ли смена собственника навести порядок в коммунальном хозяйстве?
За
Сергей Гаврилов, председатель Комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям:
Как показывает жизнь, частный собственник — не всегда рачительный хозяин.
Котельные и тепловые сети, которые являются частью системы жизнеобеспечения населения, после перестройки часто распродавались. Бездумно и бесконтрольно. И сейчас многое находится уже в третьих руках, правила эксплуатации не соблюдаются, в ряде регионов износ сетей достиг 80%! Порой такие объекты расположены на территории предприятий, которые в советское время обеспечивали энергией населённые пункты. Теперь же муниципалитеты вынуждены искать средства и вести долгий диалог с собственниками, чтобы выкупать их.
Мы уверены: всё то, от чего зависит энергоснабжение, в том числе котельные и тепловые сети, не должно оказываться в частных руках. Речь о безопасности страны и её граждан. Потому необходимо провести широкую национализацию данных объектов и передать их городам и регионам для обеспечения контроля.
Это позволит не только инвестировать средства в восстановление, но и обеспечить оперативное регулирование в случае аварии.
Да, передача имущества в госсобственность — процесс сложный. Поэтому, учитывая вред, который может нанести жизни и здоровью людей отключение отопления в домах, на срок осуществления процедуры национализации необходимо действовать по протоколу, который уже есть в нашем законодательстве, — это передача сначала во временное управление государству критически важных объектов, чтобы тем самым сэкономить время на оценку и документационное оформление передачи активов в казну. Повторю: последующая полная национализация — вынужденная необходимость.
Против
Константин Крохин, председатель правления Союза жилищных организаций, член комитета по ЖКХ ТПП РФ:
Я не согласен, что нужна какая-то национализация или «расприватизация». В СССР жилищно-коммунальное хозяйство — хорошо ли, плохо ли — но работало в рамках существовавшей системы собственности. Советский Союз канул в Лету, и в 1991 году Верховный Совет РСФСР принял постановление о разграничении собственности. Постановление является действующим. В нём госсобственность в РФ разделена на три уровня: федеральную, региональную и местную.
К первому уровню относятся федеральные предприятия, «оборонка», безопасность, а к региональному и муниципальному — ЖКХ и жилой фонд. Сетевое хозяйство — тепловое, газовое и водное — перешло в ведение (по факту — в собственность) региональных или муниципальных властей. Так что требования о национализации неверны в юридическом смысле, так как сети и другие объекты, в том числе котельные, в большинстве своём были и остались государственными. Просто их переход с федерального уровня на региональный и муниципальный затянулся. Местные власти не торопятся полностью принять на баланс объекты из-за недостатка финансов. Сейчас, на практике, если котельная находится в переходном состоянии, отвечает за её работу и готовность к зиме прежний собственник. А местная власть лишь подписывает паспорт готовности объекта к осенне-зимнему периоду. Некоторые котельные в итоге оказались в руках частников. И вот тут надо разбираться, кто вносил их в планы приватизации.
Поэтому если правительство действительно хочет что-то исправить, нужны новые решения, и прежде всего — по выделению финансов муниципалитетам на содержание и реконструкцию котельных и коммунальных сетей. Это поможет завершить реформу.