Примерное время чтения: 5 минут
960

Меньше травм и ДТП. Эксперты – об использовании реагентов на дорогах Москвы

Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

Зима в столичном регионе, несмотря на календарный срок, не сдает позиции. Синоптики ожидают, что тепло придет в столицу лишь в апреле. По прогнозам Гидрометцентра России, прятать шапки, пуховики и лопаты еще рано. Ожидается похолодание и очередной снегопад. 

Снежные заносы

Гололед и снежные заторы наблюдаются сейчас практически по всей территории России. Из-за перепадов температур жители многих городов столкнулись с сильнейшими наледями. Как сводки с фронтов, региональные травмпункты публикуют информацию о пострадавших. В Липецке в 1,5 раза вырос уровень травматизма из-за скользких улиц, в Воронеже за 2 недели в больницы поступило более 2000 пешеходов, в Ростове-на-Дону «скорые» становятся в очередь, чтобы доставить травмировавшихся людей в больницу. Один мужчина, поскользнувшись и ударившись головой, скончался на месте. В Перми за прошлую зиму было несколько подобных трагических исходов, около 7000 пешеходов завершили прогулки по городу в больнице. 

По оценкам экспертов, за зиму на скользких улицах в каждом российском городе-миллионнике травмируется до 10 тысяч человек. И это только те, кто обратился за врачебной помощью. Сколько людей остается дома залечивать недуги самостоятельно, неизвестно. 

В Москве крайне высокий уровень травматизма пешеходов фиксировался в 2008, 2009 и 2010 годах. Участившиеся «переходы» через ноль градусов и ледяные дожди превращали город в сплошной каток. Одно время столица попыталась справиться с проблемой гранитной крошкой, но твердые камни резали лапы животных и подошвы обуви, ломали подвижные механизмы эскалаторов в метро и не спасали от скользких дорог. 

Новый материал

В 2011 году мэрия Москвы использовала новый многокомпонентный материал, который был разработан совместно с дорожным и кожевенно-обувным институтами. Он создан на основе мраморной крошки и биоразлагаемой соли: формиата натрия. 

Зима-2011/12 была более снежной и с большим числом температурных переходов, но, несмотря на это, уровень травматизма пешеходов сократился в 2,5 раза. 

Новый состав плавил лед, а мраморная крошка не давала скользить пешеходам. За 6 лет применения такого противогололедного материала удалось спасти десятки тысяч людей от перспективы оказаться на больничной койке. В настоящий момент в пятнадцатимиллионной столице самый низкий уровень зимнего травматизма в России: около 2000 человек за весь зимний сезон, что в 5 раз меньше, чем в других городах. 

По словам вице-президента Российской академии естественных наук и эксперта ООН по химической безопасности Валерия Петросяна, сейчас составы, используемые в столице, не представляют угрозы для человека. «Хочу отметить, что используемые в качестве реагентов смеси солей натрия и кальция при распространении по тротуарам и улицам не наносят вреда здоровью людей. Я 43 года профессионально занимаюсь химической безопасностью и ни разу не слышал, чтобы люди пострадали от влияния реагентов. Более того, именно эти соли используются, например, в знаменитых клиниках на Мертвом море для лечения и предотвращения болезней, в первую очередь — у людей, страдающих кожными заболеваниями», — отметил ученый. 

На Международном конгрессе по зимнему содержанию дорог, прошедшем в Польше, было отмечено, что в столице России используются одни из самых безопасных реагентов. Их производят в Москве и на Урале. Как правило, за границей такие сложные по составу материалы берегут для военных и гражданских аэропортов, особых природных территорий, а в массовом потреблении используют что «попроще». 

Однако за последние несколько лет такая экономия привела к негативным экологическим последствиям. Одним из первых о необходимости переходить на безопасные реагенты с формиатами еще в 2014 году заявило Министерство транспорта Франции, где использование 2 миллионов тонн соли в год довело почвы до критического состояния. 

В столице России высокий уровень засоления был в 2000-х годах, когда основным реагентом тоже была соль: хлорид натрия. Однако с переходом на современные материалы уровень засоления сократился в 3,5 раза. Сейчас экологи отмечают, что почти 96% почв Москвы не засолены, а растения находятся в хорошем состоянии. 

Да, использование реагентов (особенно — нарушение технологии их применения) может доставлять определенные неудобства, как говорят специалисты: повышенную влажность и слякоть. Но пользы они приносят больше. «Дороги с интенсивным движением во всех „зимних“ городах убирают до „черного“ асфальта. Потому что число аварий с появлением любого вида зимней скользкости возрастает в несколько раз, — поясняет руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова. — И единственный пока доступный способ бороться с наледью — это реагенты. Даже в Швеции и Финляндии, вопреки расхожему мнению, применяют реагенты. Да, там под уплотненным снегом содержат до 70% автодорог, но все они низкоинтенсивные: до 3000-6000 автомобилей в сутки. И, по скандинавским же исследованиям, на таких дорогах происходит в 3 раза больше аварий, чем на дорогах, почищенных до асфальта. Согласно данным Финской страховой транспортной компании, доля аварий, произошедших из-за зимних условий, в Финляндии, к примеру, составляет около 33%. В Москве доля аварий, которые произошли этой зимой на дорогах столицы из-за снега, гололеда или наката, по отношению к общему числу ДТП составила 13-17%. Это крайне низкий показатель, что говорит о своевременности и высоком качестве уборки проезжей части».

Автомобили целее

По данным ГИБДД, число ДТП, которые произошли в столице из-за неудовлетворительных дорожных условий, — снега или гололеда — с начала этого года снизилось на 47% по сравнению с январем-февралем прошлого года. Почти на 50% меньше погибших и раненых. И это несмотря на то, что эти два месяца были отмечены как наиболее суровые за последние десятилетия. 

По оценкам экспертов, мэру Сергею Собянину и его заму Петру Бирюкову за несколько лет удалось выстроить принципиально новую технологическую цепочку зимнего содержания города, которая позволила значительно повысить скорость и качество уборки дорог, утилизации снега, улучшить экологические показатели. При этом московские дорожные службы справляются с огромным объемом работ в самые жесткие временные рамки в мире. Технология зимней уборки настолько отлажена, что позволяет за сутки вывести и утилизировать на снегоплавильных пунктах свыше 1,5 миллиона кубометров снега: это более 75 тысяч «КАМАЗов».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах