aif.ru counter
674

Меньше травм и ДТП. Эксперты – об использовании реагентов на дорогах Москвы

О том, как именно работают противогололедные реагенты на улицах столицы и что нужно знать про них, сегодня заговорили не только специалисты служб ЖКХ, но и признанные эксперты.

Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

Зима в столичном регионе, несмотря на календарный срок, не сдает позиции. Синоптики ожидают, что тепло придет в столицу лишь в апреле. По прогнозам Гидрометцентра России, прятать шапки, пуховики и лопаты еще рано. Ожидается похолодание и очередной снегопад. 

Снежные заносы

Гололед и снежные заторы наблюдаются сейчас практически по всей территории России. Из-за перепадов температур жители многих городов столкнулись с сильнейшими наледями. Как сводки с фронтов, региональные травмпункты публикуют информацию о пострадавших. В Липецке в 1,5 раза вырос уровень травматизма из-за скользких улиц, в Воронеже за 2 недели в больницы поступило более 2000 пешеходов, в Ростове-на-Дону «скорые» становятся в очередь, чтобы доставить травмировавшихся людей в больницу. Один мужчина, поскользнувшись и ударившись головой, скончался на месте. В Перми за прошлую зиму было несколько подобных трагических исходов, около 7000 пешеходов завершили прогулки по городу в больнице. 

По оценкам экспертов, за зиму на скользких улицах в каждом российском городе-миллионнике травмируется до 10 тысяч человек. И это только те, кто обратился за врачебной помощью. Сколько людей остается дома залечивать недуги самостоятельно, неизвестно. 

В Москве крайне высокий уровень травматизма пешеходов фиксировался в 2008, 2009 и 2010 годах. Участившиеся «переходы» через ноль градусов и ледяные дожди превращали город в сплошной каток. Одно время столица попыталась справиться с проблемой гранитной крошкой, но твердые камни резали лапы животных и подошвы обуви, ломали подвижные механизмы эскалаторов в метро и не спасали от скользких дорог. 

Новый материал

В 2011 году мэрия Москвы использовала новый многокомпонентный материал, который был разработан совместно с дорожным и кожевенно-обувным институтами. Он создан на основе мраморной крошки и биоразлагаемой соли: формиата натрия. 

Зима-2011/12 была более снежной и с большим числом температурных переходов, но, несмотря на это, уровень травматизма пешеходов сократился в 2,5 раза. 

Новый состав плавил лед, а мраморная крошка не давала скользить пешеходам. За 6 лет применения такого противогололедного материала удалось спасти десятки тысяч людей от перспективы оказаться на больничной койке. В настоящий момент в пятнадцатимиллионной столице самый низкий уровень зимнего травматизма в России: около 2000 человек за весь зимний сезон, что в 5 раз меньше, чем в других городах. 

По словам вице-президента Российской академии естественных наук и эксперта ООН по химической безопасности Валерия Петросяна, сейчас составы, используемые в столице, не представляют угрозы для человека. «Хочу отметить, что используемые в качестве реагентов смеси солей натрия и кальция при распространении по тротуарам и улицам не наносят вреда здоровью людей. Я 43 года профессионально занимаюсь химической безопасностью и ни разу не слышал, чтобы люди пострадали от влияния реагентов. Более того, именно эти соли используются, например, в знаменитых клиниках на Мертвом море для лечения и предотвращения болезней, в первую очередь — у людей, страдающих кожными заболеваниями», — отметил ученый. 

На Международном конгрессе по зимнему содержанию дорог, прошедшем в Польше, было отмечено, что в столице России используются одни из самых безопасных реагентов. Их производят в Москве и на Урале. Как правило, за границей такие сложные по составу материалы берегут для военных и гражданских аэропортов, особых природных территорий, а в массовом потреблении используют что «попроще». 

Однако за последние несколько лет такая экономия привела к негативным экологическим последствиям. Одним из первых о необходимости переходить на безопасные реагенты с формиатами еще в 2014 году заявило Министерство транспорта Франции, где использование 2 миллионов тонн соли в год довело почвы до критического состояния. 

В столице России высокий уровень засоления был в 2000-х годах, когда основным реагентом тоже была соль: хлорид натрия. Однако с переходом на современные материалы уровень засоления сократился в 3,5 раза. Сейчас экологи отмечают, что почти 96% почв Москвы не засолены, а растения находятся в хорошем состоянии. 

Да, использование реагентов (особенно — нарушение технологии их применения) может доставлять определенные неудобства, как говорят специалисты: повышенную влажность и слякоть. Но пользы они приносят больше. «Дороги с интенсивным движением во всех „зимних“ городах убирают до „черного“ асфальта. Потому что число аварий с появлением любого вида зимней скользкости возрастает в несколько раз, — поясняет руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова. — И единственный пока доступный способ бороться с наледью — это реагенты. Даже в Швеции и Финляндии, вопреки расхожему мнению, применяют реагенты. Да, там под уплотненным снегом содержат до 70% автодорог, но все они низкоинтенсивные: до 3000-6000 автомобилей в сутки. И, по скандинавским же исследованиям, на таких дорогах происходит в 3 раза больше аварий, чем на дорогах, почищенных до асфальта. Согласно данным Финской страховой транспортной компании, доля аварий, произошедших из-за зимних условий, в Финляндии, к примеру, составляет около 33%. В Москве доля аварий, которые произошли этой зимой на дорогах столицы из-за снега, гололеда или наката, по отношению к общему числу ДТП составила 13-17%. Это крайне низкий показатель, что говорит о своевременности и высоком качестве уборки проезжей части».

Автомобили целее

По данным ГИБДД, число ДТП, которые произошли в столице из-за неудовлетворительных дорожных условий, — снега или гололеда — с начала этого года снизилось на 47% по сравнению с январем-февралем прошлого года. Почти на 50% меньше погибших и раненых. И это несмотря на то, что эти два месяца были отмечены как наиболее суровые за последние десятилетия. 

По оценкам экспертов, мэру Сергею Собянину и его заму Петру Бирюкову за несколько лет удалось выстроить принципиально новую технологическую цепочку зимнего содержания города, которая позволила значительно повысить скорость и качество уборки дорог, утилизации снега, улучшить экологические показатели. При этом московские дорожные службы справляются с огромным объемом работ в самые жесткие временные рамки в мире. Технология зимней уборки настолько отлажена, что позволяет за сутки вывести и утилизировать на снегоплавильных пунктах свыше 1,5 миллиона кубометров снега: это более 75 тысяч «КАМАЗов».



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как защитить мобильный телефон от мошенников?
  2. Что известно о Федоре Юрчихине, которого исключили из отряда космонавтов?
  3. Что известно о здоровье Анастасии Заворотнюк?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ