Жизнь потребителей все больше уходит в онлайн. Даже купить жилье можно, почти не выходя из дома. Но эксперты не советуют надеяться лишь на искусственный интеллект и набор инструкций из интернета. Подробнее о «подводных камнях» самостоятельных сделок рассказал вице-президент Российской Гильдии риелторов Артемий Шурыгин.
Антонина Лопаева, aif.ru: — Артемий Юрьевич, первое, с чем сталкивается человек, желающий купить квартиру или дом, — это сайт объявлений. Поделитесь, как распознать фейковые объявления?
Артемий Шурыгин: — Насторожить может цена существенно ниже рынка и маленький срок жизни аккаунта продавца на площадке. В большинстве своем несуществующие объявления выявляются в результате прозвона. Если продавец не готов показать данное помещение, то, скорее всего, объект не существует. К сожалению, реальность такова, что даже специалистам приходится «перелопачивать» большое количество несуществующих объектов, чтобы найти подходящий для своего клиента. В этом смысле работа с профессионалом — это реальная экономия времени и нервов.
— Чем еще рискуют потребители, проводя онлайн-сделки самостоятельно?
— Если говорить о самом процессе оформления, то сделка с использованием сервисов электронной регистрации удобнее, безопаснее и проходит быстрее. Сейчас эти процессы отлажены, и все идет как по маслу. Но, если мы подразумеваем другие этапы приобретения недвижимости «на удаленке», то тут, конечно, есть риск получить в итоге не то, что хотелось на самом деле. Технически можно провести дистанционно осмотр жилья — по видеосвязи или предоставить подробный видео- или фотоотчет.
В ковидную пандемию была попытка заменить просмотры объектов онлайн-показами или VR-технологиями. Но это осталось на уровне игрушек. При таком способе всегда есть риск что-то пропустить. Нельзя исключать, что продавец умышленно скроет недостатки жилья. Когда человек лично приезжает на объект, он может познакомиться с местными жителями, пообщаться, понять, подходит ли ему инфраструктура возле дома, удобно ли ему будет добираться на работу или отвозить ребенка в школу и так далее.
— Новое поколение особенно любит совершать любые сделки онлайн...
— Соглашусь, что поколение постарше сначала консультируется с живым человеком, а молодежь — с гаджетом. Навыки работы с цифровым продуктом у зумеров, конечно, выше, но экспертизы по факту не хватает. Получается так: сначала молодой человек пытается все сделать самостоятельно и ищет ответы в Сети, а потом все равно приходит к риелтору. Потому что приходит понимание, что процесс не такой уж и простой, особенно на «вторичке».
— Где можно онлайн проверить документы по квартире?
— Есть определенные базы и реестры, информация которых доступна каждому. Как минимум необходимо заказать выписку из ЕГРН (это можно сделать через Госуслуги) и внимательно ее изучить, а также проверить участников сделки на предмет действительности паспорта, заглянуть в реестр банкротов, базу судебных приставов и судебных разбирательств. Риелтора, кстати, тоже можно проверить. РГР ведет реестр аттестованных специалистов рынка недвижимости, где можно найти информацию об агенте.
— К чему готовиться покупателям квартир в ближайшие годы? Ведь искусственный интеллект будет и дальше развиваться.
— Уверен, все, что связано с человеческим общением, останется востребованным. Искусственный интеллект уже способен на многое, но человеку нужен человек, нужно подтверждение, что ты выбрал действительно подходящий объект. Обычный клиент совершает сделку с недвижимостью раз в 10 лет, а то и реже. У него нет такой насмотренности, как у агента. Специалист часто помогает найти неочевидные решения и ресурсы. Очень часто бывает, что человек приходит с одним запросом, а уходит с другим. Это глубокая работа с человеком, знания психологии. Искусственный интеллект на такое еще не способен.