Слово «риелтор» появилось в русском языке совсем недавно, потому что сама эта профессия в Советском Союзе просто не существовала. В СССР её функцию выполняло «Бюро по обмену жилой площади», и находилось оно в Банном переулке Москвы. Возле него в 1970–1980-е годы можно было встретить маклеров, занимавшихся решением вопросов с куплей-продажей недвижимости, но обращаться к ним было опасно: их деятельность была уголовно наказуема. С развалом Советского Союза появились первые частные фирмы, предлагающие свои услуги в сфере покупки, продажи или аренды недвижимости, а их работников стали называть риелторами (от англ. real estate — недвижимое имущество). АиФ.ru рассказывает своим читателям об особенностях работы риелтора и о том, как его выбрать.
Ищейка, сваха, дипломат и юрист
Условно риелторов можно разделить на две категории: тех специалистов, которые работают на вторичном рынке недвижимости, и тех, кто на первичном.
Риелтор на вторичном рынке сочетает сразу несколько профессий. «Хороший агент — это немного ищейка, сваха, дипломат, манипулятор, маркетолог, юрист в одном лице. Он сводит продавца квартиры с покупателем или покупателя с продавцом. При этом должен найти лучший вариант (квартиру или покупателя) для своего клиента, грамотно провести переговоры, убедить, что и «товар», и «покупатель» идеально подходят другу, даже если это на самом деле не всегда правда», — считает Дмитрий Котровский, вице-президент девелоперской компании «Химки Групп».
Риелтор на первичном рынке — это больше оператор, который продаёт несколько строящихся объектов, причём риелторская компания может быть «дочкой» компании-застройщика, а может быть и внешним офисом продаж в рамках проекта.
Как не стать жертвой мошенников
Риелтор должен иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт), и визитки. Никаких специальных документов не требуется. «Агент оказывает только информационные, консультационные, посреднические и тому подобные услуги и поэтому не является стороной договора и несёт ответственность только за свою репутацию и репутацию агентства недвижимости, в котором он работает. Поэтому, чтобы не оказаться в лапах мошенников, необходимо внимательно отнестись к выбору агентства, которое представляет специалист. Обратить внимание нужно на офис и его расположение, убедиться, что данный сотрудник действительно работает и не первый год», — считает руководитель департамента маркетинга и рекламы агентства «Азбука Жилья» Русанович Оксана.
«Существует несколько признаков того, что риелтор является мошенником или недобросовестным агентом», — уверен Сергей Власенко, президент «Корпорации риэлторов „Мегаполис-Сервис“». По словам специалиста, нужно быть настороже, если:
1) Агент не предлагает подписать соглашение, в котором обозначены сроки, в течение которых квартира будет продана. В таком случае он, скорее всего, предложит для быстрой продажи установить цену чуть ниже рынка либо затянет этот процесс на долгое время в ожидании счастливого случая.
2) Риелтор намекает, что готов сделать скидку со своей комиссии. Это, скорее всего, означает, что сотрудник агентства решил провести так называемую скрытую сделку, а скидку клиенту обещает за счёт комиссии, недополученной своим работодателем. В таком случае сэкономить, конечно, удастся, но об официальном оформлении отношений речи быть не может. Юридически закреплённые договорённости позволяют клиенту получить целый комплекс услуг от агентства, включая страхование ответственности компании и, что называется, «пост-продажное» обслуживание. Экономить на этом не стоит.
3) Вознаграждение за услуги риелтора назначается гораздо ниже среднерыночных расценок. Как правило, демпинг устраивают частные маклеры либо начинающие агенты на этапе становления в профессии.
4) Риелтор вытягивает деньги из клиента на так называемые «представительские расходы». Бывает, что риелтор намекает клиенту, что без дополнительных трат, сверх комиссии, на оформление сделки не обойтись: очереди в регпалате, чтобы документы «не завернули», ускорить процесс и т. д. Таких пустых доводов может быть масса. Только вот проверить, на что в действительности были потрачены деньги, не получится. Золотое правило гласит, что все «непредвиденные» расходы идут из оговорённой комиссии, а не сверх неё.
Сарафанное радио
«В отличие от вторичного рынка, при покупке новостройки человек выбирает не конкретного риелтора, а крупную компанию. С этой точки зрения, важно, какой портфель проектов компания уже реализовала, то есть насколько богатый опыт работы имеет риелторское агентство. Компания, имеющая большой портфель проектов различного формата и класса, может руководствоваться при подборе объекта для клиента не столько своими возможностями, сколько его пожеланиями», — считает Любовь Дружинина, исполнительный директор Est-a-Tet.
При продаже квартиры на вторичном рынке лучшим и проверенным способом остаётся сарафанное радио. «Если вы покупаете квартиру на вторичном рынке, то она, как правило, продаётся уже с опцией «риелтор при продаже», то есть выбирать не приходится — его уже выбрал продавец. Если вы ищете риелтора, чтобы продать свою квартиру, то самый лучший вариант — сарафанное радио, проверенные опытом рекомендации родственников, коллег, друзей», — считает Дмитрий Котровский.
Если знакомые не могут посоветовать проверенного агента, то необходимо проанализировать рынок и выбрать самые опытные и хорошо зарекомендовавшие себя компании.
Цены
В данный момент средняя ставка риэлтора — 2 % от стоимости недвижимости, ставшей предметом сделки. «Однако в компании также действуют социальные тарифы, в рамках которых устанавливается фиксированная стоимость услуг. Свой тариф есть у пенсионеров, студентов, военных. Работают программы для многодетных и молодых семей. Стоимость услуг начинается от 85 000 рублей. Это тариф «Эконом», предусмотренный для тех, кто уже нашёл покупателя или продавца на свою квартиру. А риелтор помогает оформить договор и грамотно совершить взаиморасчёты», — рассказала руководитель департамента городской недвижимости компании «НДВ-Недвижимость» Светлана Бирина.