Правоохранители насчитали 47 тыс. лифтов, которые не внесены ни в какие программы обновления. Больше всех рискуют жители Удмуртии, Чувашии, Алтая, Мурманской, Нижегородской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Челябинской областей и Санкт-Петербурга.
Наскребли на половину
Вот сводки лишь за конец августа. 27-го числа двое рабочих ремонтировали лифт в одной из многоэтажек подмосковных Люберец, когда кабина рухнула в шахту, долетев до минус первого этажа. Рабочих госпитализировали с различными травмами. За 4 дня до этого оборвался лифт с двумя жительницами Нижневартовска. Ранее 8 этажей пролетела в кабине лифта жительница Екатеринбурга. К счастью, в обоих случаях никто из женщин серьёзно не пострадал.
Проблему ветшающих лифтов власти осознают: по регламенту Таможенного союза до 15 февраля 2025 г. должны быть заменены все подъёмники возрастом 25 лет и старше – эксплуатировать их будет запрещено. Всего, по данным Национального лифтового союза, россиян поднимают и опускают около 550 тыс. устройств. Поменять нужно 95 тыс.
Девять лет назад, когда запускались региональные программы капремонта, чиновники обещали: ежемесячные взносы позволят привести в порядок все стареющие дома, и лифты в том числе. Но вышло иначе. Как рассказал Aif.ru исполнительный директор Национального лифтового союза, гендиректор Российского лифтового объединения Пётр Харламов, за все деньги, собранные в региональных фондах капремонта, можно заменить только половину отработавших срок лифтов. И то при условии, что на починку крыш, систем водо-, электро-, тепло- и газоснабжения не потратят ни копейки. А ведь именно к середине 2020-х должна быть полностью отремонтирована большая часть советского жилфонда.
Чужая кнопка вызова
Чиновники на местах порой объясняют проволочки с заменой лифтов перегрузкой мощностей. Мол, вся страна ринулась менять подъёмники, и предприятия не справляются с обилием заказов. «Это не так, – говорит Харламов. – Заводы недозагружены, а прошлый год вообще оказался провальным: было заменено только около 10 тыс. лифтов. К счастью, в этом году ситуация лучше: за 8 месяцев заменено 14 тыс. Если так пойдёт и дальше, сможем выйти на ежегодную замену 20 тыс. лифтов».
Между тем дело это дорогое, ведь лифты по-прежнему собирают из импортных комплектующих – это и кнопки вызова, и электронные табло, и безредукторные лебёдки, и другие детали. Замена подъёмника в среднем обходится в 3,5 млн руб. – в цену входят демонтаж старого лифта, закупка и установка нового оборудования. А ведь ещё в прошлом году всё это стоило 3 млн. Взносы на капремонт такими темпами не растут и расти не могут – население не поймёт.
«Безредукторную лебёдку мы определили как приоритетную для импортозамещения ещё в 2014 г., – продолжает эксперт. – И сегодня уже есть российские предприятия, которые изготавливают этот узел, – например, завод в Сарапуле (Удмуртия). Но им нужен гарантированный заказ на годы вперёд, чтобы модернизировать производство. Да, предстоит заменить много лифтов. Но лифтостроительный завод сегодня возьмёт лебёдку у них, а завтра у кого-то ещё или вообще импортную, которая пока всё-таки лучше».
С арбалетом против капремонта
В разных регионах выкручиваются как могут. Например, в Астраханской области финансируют замену подъёмников из бюджета, а в Удмуртии используют программы кредитования.
Впрочем, нередко против замены лифтов выступают сами собственники многоэтажек. Так, в середине июля в Воронеже рабочие хотели поменять подъёмник в одном из домов, когда на лестничную площадку вышла женщина с арбалетом и пообещала прострелить ноги тому, кто хоть пальцем прикоснётся к старому лифту. Воинственную даму задержали. Оказалось, что у неё течёт крыша – в прямом смысле слова. А жильцы дома разделены на два непримиримых лагеря. Одни боятся ездить в старых дребезжащих лифтах, другие считают, что на фоне дырявой кровли и ржавых труб подъёмники – не главная проблема. Вот и вырвались наружу накопившиеся страсти… Фонд капремонта от греха подальше перенёс работы на будущий год.
Ещё одна проблема в том, что фонды далеко не всегда могут повлиять на срок установки новых лифтов. Многие дома складывают взносы не в «общий котёл», а на спецсчета. Распоряжаются этими деньгами исключительно сами собственники, и замена отработавших срок подъёмников зачастую оказывается не в приоритете. Жильцов можно понять, ведь работы сплошь и рядом оборачиваются большими неудобствами. В том же Воронеже замена подъёмников идёт полным ходом: с начала года установили 557 новых лифтов. И это притом что с 2014 по 2022 г. заменили 847. Но, как и всё, что связано с капремонтом, замена лифтов часто затягивается. А после возникают вопросы к качеству и акты приёмки остаются без подписи. В итоге жильцы месяцами ходят пешком, а пожилые, инвалиды, мамы с колясками и вовсе оказываются запертыми на верхних этажах.
Сложившаяся ситуация нагляднее некуда демонстрирует противоречия нынешней системы ЖКХ. В своё время жильцы стали собственниками, но быстро выяснилось, что потянуть управление такой сложной инженерной системой, как многоквартирный дом, они зачастую не в силах. Тем более что управляющие компании и фонды капремонта сплошь и рядом распоряжаются их деньгами далеко не оптимальным образом.
Мнение эксперта
Лифт общий, а по сути – бесхозный
Председатель Комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ Торгово-промышленной палаты Андрей Широков:
– О том, что фонды капремонта не потянут масштабную замену лифтов, эксперты говорили уже много лет назад. Нужно искать новые, рыночные схемы финансирования. Для начала надо понять: чей лифт? Вроде бы сегодня это общедолевая собственность. Но у общедолевой собственности нет государственной регистрации. А коллективно владеющие лифтом жильцы дома – это, по сути, «колхоз», который никогда не сможет ни о чём договориться.
Поэтому нужно выводить лифты из общедолевого имущества, чтобы это была собственность тех, кто предоставляет услугу вертикального транспорта в доме. И соответственно, эти организации будут нести всю ответственность за их содержание и своевременную замену.