С каждым годом столичная архитектура отдаляется от модных тенденций прошлого века. Всё реже можно встретить колонны, ляписные вензеля и золотые фасады на центральных улицах. Теперь ещё не застроенную часть Москвы занимают ультрасовременные постройки с акцентом на «нано-будущее». Учебные корпуса, культурные учреждения, да даже жилые дома уже стали похожи на космические корабли. И создателей такой, новой эпохи можно пересчитать по пальцам. К слову, самых выдающихся архитекторов недавно наградил мэр Москвы Сергей Собянин. Напомним, что премии в 1 миллион рублей удостоились лишь 12 творцов, в портфолио которых входит «Канатная дорога» и павильон «Атом» на ВДНХ, Кластер «Ломоносов» и новый учебный корпус МГТУ им. Баумана. Из 160 авторов заявок лишь они смогли доказать, что лучшие из лучших. Градостроители рассказали, как выглядит «новый облик столицы» и что ждёт Москву уже через несколько десятилетий.
На уровне атома
Одним из лауреатов стал новый павильон «Атом» в парке на ВДНХ. Это научно-образовательный центр для детей и взрослых, в котором разместится универсальная площадка для выставок, кинопоказов и концертов на первом этаже. А «Атомные» залы в подземке и большая зеленая лужайка с кафе и зоной отдыха будут на крыше. Одним из руководящих архитекторов проекта стал Юлий Борисов — профессиональный градостроитель и член Союза Московских Архитекторов. Важно отметить, что павильон столь сложной структуры построили всего за 5 лет. В 2018 году был дан официальный старт стройке. Но двери центра пока не открылись. По прогнозам создателей центр сможет принять гостей 4 ноября этого года.
«Мы решили не конкурировать с другими участниками на уровне форм, а отразить в его концепции инновационность, прогрессивность и всю сложность, и непостижимость атомной энергии. Ведь в будущем здесь будет демонстрироваться история и современные достижения российской атомной энергетики как высокотехнологичной и безопасной отрасли. При создании облика здания стремились уйти от буквальных ассоциаций с атомом или атомной энергетикой. Нам удалось создать ощущение невозможности происходящего, по аналогии с атомной энергией, которую мы не видим, но воздействие ее можем ощутить в полной мере. Поэтому мы спроектировали пространство, которое на первый взгляд не должно существовать. Посетители будут видеть парящую 53-метровую консоль, но не будут догадываться, как же она держится. Второй сложностью было расположение павильона — в центре исторической застройки. Мы не могли сделать здание в схожем стиле, это бы просто противоречило его сути. Самой сложной задачей было найти подходящее фасадное решение, мы вышли из этого положения, полностью отказавшись от фасада. Вместо него у нас двенадцатиметровые совершенно прозрачные стекла, демонстрирующие происходящее внутри павильона. Эту идею удалось воплотить в чистом виде, хотя была возможность упростить задачу: разделить стекла, поставить колонны, но тогда бы мы не получили настолько поразительного результата», — рассказывает Юлий Борисов, руководитель мастерской «UNK ПРОЕКТ».
Лихо закрутили
Ещё один проект, который одержал победу в номинации «Лучшее решение многофункционального объекта», — офисный центр на Бутырской. Команду авторов представляет Андрей Романов — один из ведущих архитекторов страны. Он занимался разработкой плана для жилого комплекса «Ривьера парк» и других высоток недалеко от Москва-сити. Андрей и его команда построили бизнес-центр высотой в 9 этажей, который имеет символичное название «Twist» — то есть «закрученный». Стеклянное здание в виде спирали и площадью почти 19 тысяч квадратных метров. Но отличается этот дом от десятков таких же «стеклянников» тем, что этажи построены ярусами, которые напоминают соединение платформ. Это помогает создавать лучшие просмотровые ракурсы с каждого этажа. А ночью, когда загорается подсветка, кажется, что все платформы буквально парят в воздухе.
«Офисные здания в Москве обычно неинтересны, потому что это не культурное достояние, а простое коммерческое производство. Поэтому наша команда решила, что следующий проект бизнес-центра должен быть необычным, при этом в рамках тенденций, установленных в столице — „Москва — город будущего“. Мы сделали здание символичным — в виде вихря. Потому что центр находится в окружении крупной городской развязки у Савёловского вокзала, по которой ежедневно проносятся тысячи машин, тем самым как бы закручивая жизнь вокруг. Он играет роль пространственной оси, то есть оси вращения: закручивается спиралью, чередуя стекло этажей с глубокими уступами междуярусных перекрытий», — делится Романов, руководитель мастерской «Диалог с Мегаполисом».
Переосмысленный конструктивизм
Следующим лидером стал проект жилого дома на Русаковской. Важно отметить, что это 9-этажная новостройка, построенная в рамках программы реновации в Москве и рассчитанная почти на тысячу квартир. Главным архитектором стал Вадим Греков — основатель нескольких лидирующих арт-мастерских в столице.
«Дом создан на месте неярко выраженной конструктивистской застройки. Соответственно, именно она задаёт определённый вид и масштаб. В то же время мы просто не хотели сделать „а-ля“ конструктивистские дома. Наш проект всё-таки имеет признаки современной архитектуры, но в масштабах и ритмах, дома перекликаются с памятью этого места. Дом на Русаковской имеет отношение к традиции, но абсолютно переосмысленной. Кроме того, дом имеет две небольшие башни и крышу по центру, которую мы скорее всего оформим зеленой кровлей — сделаем сад на самом верху. Помимо этого, дом оторван от земли прозрачным стеклом, многофункциональным общественным пространством, что даёт ему возможность как бы чуть-чуть своим телом, реальностью приподняться над улицей. И сделан прозрачным он не зря. Стёкла образуют борт, и мы частично видим прозрачность, проницаемость этого дома. Самое главное, чем я горжусь — это тем, что построили мы его по программе реновация. На мой взгляд, сегодня — это целая, отдельная, новая философия социальной архитектуры и пространства. То есть там очень много есть различных вводных и ограниченная возможность применения материалов в целях экономии», — подчёркивает Греков, руководитель мастерской «Моспроект-4».
Студенты, ждите
Одним из самых обсуждаемых «новостроев» стал новый кампус МГТУ им. Баумана, который планируют построить в исторической части Басманного района и на набережной реки Яуза. Это масштабный проект, включающий создание нового научного квартала общей площадью 169 000 квадратных метров. Генпроектировщиком и автором проекта является компания ООО ТПО ПРАЙД. Руководителем проекта выступил Сергей Кузнецов — главный архитектор Москвы с 2012 года.
«Кампус объединит современную архитектуру с исторической застройкой, обеспечивая доступ горожан к новым общественным пространствам. Будет состоять из множества корпусов, объединенных в две группы: учебный кластер и жилой кластер. В первом появятся современные учебно-лабораторные корпуса, а во втором футуристические общежития с панорамным остеклением, открывающим виды на реку и город. Территория благоустройства кампуса будет включать пешеходный бульвар, рекреационные функции и входы в новые корпуса. Комплекс будет соединен с учебно-лабораторным корпусом новым пешеходным мостом через реку Яуза. На сегодняшний день уже 2 здания университета введены в эксплуатацию, остальные находятся на этапе строительства. В фасадных решениях зданий будет использовано максимальное количество светопрозрачных конструкций, чтобы создать образ современного высокотехнологичного кампуса и придерживаться единого дизайн-кода. При разработке планировочных решений учтены сложности технического оснащения и требования к объекту. Один из главных акцентов проекта — уникальная инженерия, подчеркивающая принадлежность к миру высоких технологий. Реализация проекта позволит поднять МГТУ им. Баумана на мировой уровень», — сообщает один из членов авторского коллектива ООО ТПО ПРАЙД Елена Мызникова.
Здание-скульптура
Не менее заметный будущий жилой комплекс на Садовом кольце конкурировал на премии с «домом по реновации». Это «стеклянный» дом в виде креста.
«Это здание-скульптура, „дополняющее“ круг высотных зданий Садовой-Сухаревской улицы. Трехчастная композиция высотки сформирована под влиянием градостроительного контекста. Нижняя часть похожа на невысокие здания поблизости. Она сделана таким образом, чтобы оставить больше „воздуха“ и создать благоустроенный двор. Центральную часть занимают типовые этажи с просторными квартирами. И верхняя отведена под двухуровневые пентхаусы с потолками до 7 метров в высоту», — описывает проект пресс-служба бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
А что потом?
Несмотря на единый стиль в архитектуре последнего десятилетия экспертам сложно представить, какой будет столица через несколько лет. Мол, это скорее вопрос к гадалке. Но все в один голос утверждают, что сейчас мы проживаем период новой эры, непохожей ни на одну другую. Город растёт и не только в плане внешнего облика, но и развития инфраструктуры, науки и других сфер, связанных с жизнью человека. Например, Вадим Греков называет наше время «периодом адекватной архитектуры», в которой каждый автор занимается своим делом и создаёт новые шедевры. А Юлий Борисов подвёл такой итог:
«Сегодня в Москве активно ведется строительство, в отличие, например, от европейских городов, объемы сравнимы уже с передовыми азиатскими городами. Город меняется быстро, Москва — это современный мегаполис. Единого архитектурного стиля у него нет, но в проектах преобладает функциональность, как и во всем мире. Если говорить о тенденциях развития, то важно отметить, что сегодня мы видим завершение строительства того, что было создано и согласовано 4-5 лет назад. Установка от городских властей не изменилась: мы либо строим хорошо, либо не строим вовсе. Процесс импортозамещения или экономическая ситуация не является уважительной причиной для снижения стандартов, качество строительства не снижается. Можно с уверенностью сказать, что через 5-6 лет объекты будут на том же высоком уровне, что и сегодня.
Уникальность московских проектов в том, что масштабы строек поражают. Например, наш проект ЖК Остров размером сопоставим с княжеством Монако. Такие проекты реализуются комплексно, с учетом всех последних архитектурных достижений и современных технологий. Общее качество объектов находится на мировом уровне, но при этом есть и своеобразные „жемчужины“. Будущее архитектуры — это то, что мы проектируем уже сегодня. Построены эти здания будут лет через 5, а люди будут пользоваться ими ближайшие 50 лет. Я не жду радикальных изменений, но безусловно будут развиваться технологии, материалы, функции зданий. Например, уже сегодня мы думаем о возможности доставки беспилотниками, учитываем развитие беспилотного транспорта. Но поскольку предусмотреть мы всего не можем, то стараемся проектировать здания универсальными, чтобы их было возможно адаптировать под все новые вызовы современности».