Казаки пришли пограбить...
Спустя четыре столетия в Москве сохранилось совсем немного построек той эпохи - большинство зданий были деревянными и сгорели в пожарах. Но мест, связанных с героической борьбой народа, в центре города осталось немало.
На Красной площади уцелело Лобное место ➊, с которого зачитывались царские указы. Вопреки расхожему мнению, здесь никого не казнили. Правда, с одной памятной казнью оно всё же связано: возле этого возвышения в 1606 г. москвичи растерзали Дмитрия Самозванца, а прахом, оставшимся после сожжения и смешанным с порохом, выстрелили из пушки в сторону Польши - возвращайся, дескать, туда, откуда пришёл.
Сменявшие друг друга незадачливые русские цари и поддерживаемые польскими интервентами Лжедмитрии расшатали русскую государственность до такой степени, что в 1610 г. на Девичьем поле, у стен Новодевичьего монастыря, ➋ москвичи присягнули польскому королевичу Владиславу IV. Правда, оговорили три условия: он лично сядет на трон в русской столице, примет православие и не будет вмешиваться в дела православной церкви.
Читайте также: Смутное время: что празднует Россия 4 ноября >>
Поскольку ни одного из этих условий Владислав не выполнил, в октябре 1612 г. москвичи низложили верное ему боярское правительство, заседавшее в Кремле. Правда, этому событию предшествовало несколько боёв в 1611 и 1612 гг.
На Большой Лубянке, 14, ➌ сохранился, хотя и в сильно перестроенном виде, дом князя Пожарского. Здесь, на территории своей усадьбы, в 1611-м Дмитрий Михайлович вёл сражение, подтянув артиллерию от Пушечного двора (ныне ул. Пушечная ➍). Продержаться его воинам удалось сутки, после чего они отступили к Троице-Сергиевому монастырю.
На территории нынешних Китай-города и Белого города (центра Москвы, ограниченного подковой Бульварного кольца) осенью 1612 г. бились с одной стороны ополчение, собранное нижегородским торговцем Козьмой Мининым и возглавляемое князем Дмитрием Пожарским, а с другой - войска под предводительством великого гетмана литовского Яна Кароля Ходкевича. В составе последних кроме поляков и литовцев были венгерские и немецкие наёмники. Кстати, и те и другие время от времени сталкивались с казаками, которые пришли в Москву, чтобы пограбить оставшиеся без защиты монастыри и селения. Перейдя Москву-реку вброд возле Новодевичьего монастыря, войско Ходкевича, численно превосходившее противника, двинулось к центру города, но встретило отпор у Чертольских ворот (ныне Зубовская площадь) ➎ Скородома - деревянной крепости, выстроенной в 1591 г. после набега на Москву крымского хана Казы-Гирея.
Туго им пришлось и в битве за острожец, притулившийся к церкви Климента папы Римского ➏ (Климентовский пер., 7/26). (Острожцами в те времена называли маленькие крепости, их возводили во многих местах Белого города, а ещё «лепили» к стенам каменных церквей.) Сначала его заняли литовцы, потом их выбили казаки, последних выгнали поляки, пока русские ополченцы Минина наконец не овладели крепостью.
...и «выкрикнули» Мишку
Казаки сыграли в решающих битвах Смутного времени двоякую, но важную роль. В разгар боёв они устроили свой стан на Яузе, на месте, где сегодня расположен кинотеатр «Иллюзион» ➐. Поначалу они не вмешивались в ход сражений, блюдя свои корыстные интересы. Однако когда вояки Ходкевича штурмовали климентовский острожец, казаки вели переговоры с келарем (на современном языке - с завхозом) Троице-Сергиевой лавры Авраамием Палицыным, лично приведшим ополченцев для защиты Москвы. Они соглашались принять участие в обороне, только если получат жалованье из монастырской казны. Палицын воззвал к их совести: «Разве вы не православные? Неужели будете смотреть, как истребляют ваших братьев?» И упрёк подействовал - казаки помогли русским отбиться.
Второй раз их слово стало решающим при избрании в 1613 г. нового царя. Выборные из 50 городов (по два человека от города - священники и богатые земцы) при активном участии казаков «выкрикнули» новым царём Михаила Романова. Самой подходящей фигурой для этой роли был его отец Филарет, но он в то время находился в польском плену.
Наименее известный подлинный памятник событий Смуты - колокол, висящий сегодня на колокольне храма Василия Блаженного ➑, хорошо видный со стороны Васильевского спуска. Ранее он украшал звонницу церкви зачатия Анны, «что у городовой стены в Углу» (Москворецкая набережная, 3) ➒. Если верить легенде, его в 1613 г. сняли мародёры, вероятно, для продажи или последующей переплавки. Но князь Пожарский, встретив их с «добычей», выкупил колокол, повелев выбить надпись, увековечивающую память его родителей, и повесить в храме Василия Блаженного. Звон колокола возвестил об изгнании поляков и завершении Смутного времени.
Читайте также: Русская Смута 400 лет спустя. Мнение историка >>