aif.ru counter
4147

К гению на огонёк. Где жили и работали великие москвичи?

Все материалы сюжета Экскурсии по Москве

Удивительное чувство: прийти запросто в гости к знаменитости. снять пальто, надеть бахилы и пройтись по сугубо личному простран­ст­ву.

Дом-музей В. М. Васнецова – «Теремок».
Дом-музей В. М. Васнецова – «Теремок». © / РИА Новости

Погреться у их домашнего очага и в лучах их немеркнущей славы. На днях после ремонта вновь открылся Музей-квартира А. И. Сумбатова-Южина, актёра, драматурга и директора Малого театра с 1919 по 1927 г. (Б. Палашевский пер., д. 5/1) (1)

А всего в столице таких мемориальных квартир (домов, усадеб, комнат) около полусотни: А. Островского (ул. М. Ордынка, д. 9) (2) , Л. и Ал. Толстых, Мироновой и Менакера, художника Театра на Таганке Д. Боровского (Б. Афанасьев­ский пер., д. 3, стр. 4-6) (3). Наш сегодняшний рассказ - о трёх великих: музыканте, скульпторе и художнике.

Музей-квартира  Сумбатова-Южина снова открыта.
Музей-квартира Сумбатова-Южина снова открыта. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

В соседях - музыка

Когда Святослав Рихтер с супругой Ниной Дорлиак в начале 1970-х въехал в новую квартиру (№ 58 на 16-м этаже дома 2/6 по Б. Бронной (4), он больше всего переживал, что его ежедневная многочасовая игра на рояле потревожит соседей.

Схема
 

И заказал двойную звукоизоляцию стен. Но с соседями Рихтеру повезло - Юрий Никулин, Борис Андреев, Ростислав Плятт, Валентин Плучек, Андрей Гончаров, космонавты Волков и Елисеев. Эта кирпичная многоэтажка сегодня - сплошь в мемориальных досках! 

В память о Рихтере - на доме доска.
В память о Рихтере - на доме доска. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Вроде бы квартира и квартира: типовые двери, встроенные шкафы, не поражающие высотой потолки, небольшая кухня. Но - особая атмосфера, хранимая здесь с открытия в 1999 г. Впечатляют «зала» с двумя роялями «Стейнвей», портрет хозяина, слепок его руки, старинные торшеры - дар мэра Флоренции. В зале музицировали, репетировали, бесконечно слушали музыку, смотрели кино, принимали по 40-50 гостей, в том числе и великих, и «высоких»... Бывало, Святослав Теофилович «царапался» в дверь соседей (великий музыкант никогда не звонил и не стучался, а именно робко «царапался»), и предлагал «взбодриться» перед очередным домашним банкетом.

Самое ценное - шкаф с нотами в кабинете (9-я соната Прокофьева с посвящением Рихтеру), пейзаж Сарьяна - подарок Е. С. Булгаковой, рисунок Пикассо. В «зелёной» комнате отдыха - портрет Теофила Рихтера, отца (его расстреляли в 1941-м в Одессе как «немецкого шпиона»). Есть на стенах и пастельные работы самого Святослава Теофиловича - в них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». Это же чувство уносишь, уходя из жилища гения, который был «соединительным звеном между настоящим и вечностью» - так сказал о Рихтере другой гений, Альфред Шнитке

«Гениальная крестьянка»

Наша страна и здесь уникальна: в ней в одну эпоху родились три великие женщины-скульпторы - Вера Мухина, Сарра Лебедева и Анна Голубкина. В память о последней в Москве ещё в 1934 г. открылась (а в 1952-м закрылась на 20 лет) мастерская-музей в доме 12 в Б. Лёвшинском . Здесь Анна Голубкина прожила с 1910 по 1927-й.

Дом, где работала Анна Голубкина.
Дом, где работала Анна Голубкина. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Она родилась в мещанской семье (хотя её, бывало, называли «гениальной крестьянкой») в Зарайске. В 25 лет поехала в Москву учиться на скульптора (странный выбор для девицы, ведь ваять - тяжёлый и совсем неженский труд). Её яркий, мощный талант сразу заметили и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и в Санкт-Петербургской академии художеств. Трижды побывав в Париже, Анна стала любимой ученицей гения - Огюста Родена! Но в Париже она не прожигала жизнь среди богемы, а работала: «Я выхожу смотреть Париж один раз в две недели. Будет с меня». Голубкина прожила 63 года, не имела семьи, детей, последние 17 лет - в маленькой комнатке-спальне (шкаф с книгами, рабочий стол с пачкой махорки, узкая тахта и самовар). Но на самом деле обитала она в огромной мастерской - светлой, с высоченными потолками. Здесь очень явно ощущаешь, что скульптура - это, как и архитектура, «застывшая музыка», где, по выражению Голубкиной, «мысль соединяется с рукой». Она работала в гипсе, мраморе, бронзе, дереве: скульптурные портреты Л. Толстого, М. Волошина, А. Белого, В. Черткова, А. Островского...

Голубкиной принадлежит первый в России скульптурный портрет К. Маркса. Неизвестно, удалось ли ей в работе «полюбить и понять» своего героя. А ведь только так она воспринимала труд ваятеля. Не потому ли и портреты её - как живые? Например, Толстого она лепила с фотоснимков, и классик ей не понравился: «Двойственный какой-то, и глаза, как у затравленного волка».  

В гостях у сказки

Дом-музей В. М. Васнецова в одноимённом переулке в доме № 13 - бревенчатый сказочный «терем-теремок» в древнерусском стиле с примесью романтического модерна - из тех музеев, что интересен и взрослым, и детям. Ведь Васнецов - прежде всего гениальный автор «сказочных» картин: «Спящая царевна», «Ковёр-самолёт», «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем», «Алёнушка», «Богатыри»... К сюжетам русских былин и сказок он обратился первым, и его самого стали называть «истинным богатырём русской живописи». «Я только Русью и жил», - признавался художник. Любовью к России пронизаны и его театральные работы - эскизы к опере «Снегурочка», и иконописные - роспись Владимирского собора в Киеве, знаменитая «Богоматерь с младенцем»... 

Из васнецовского «теремка», построенного по эскизам самого художника, не хочется уходить - настолько он уютен, красочно-живописен. «Вот бы здесь пожить!» - можно услышать от детей-экскурсантов. Там кругом - фотографии и работы Васнецова, а на мольберте - неоконченный портрет друга - великого М. Нестерова.

Виктор Михайлович прожил здесь до своей смерти 32 года, с 1894 по 1926 г. Музей открылся в 1953-м. В столовой и гостиной на первом этаже сохранилась подлинная мебель, сделанная по рисункам хозяина, - резной массивный и в то же время какой-то «воздушный» буфет, божница с иконой в красном углу. Даже белёные печи с изразцами - со своим «лицом». И простые, как в избах, бревенчатые стены! А в стенах этих, у печи, собирался по «васнецов­ским средам» цвет культуры того времени - Репин, Серов, Поленов, Суриков, Шаляпин, Третьяковы и Мамонтовы... Звучала музыка, ставили домашние спектакли, устраивали чтения. Здесь пели, музицировали, обсуждали события в искусстве, вкусно обедали, спорили, веселились... Но наверх, в мастерскую, поднимались только после приглашения хозяина. А вот мы, счастливцы, сегодня можем прийти и без приглашения.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какие новые ограничения могут ввести на продажу алкоголя?
  2. Что за вирус Fanta, который крадет деньги у пользователей онлайн-сервисов?
  3. Когда будет третья волна бабьего лета?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ