«Но и сейчас, пока храм не построили, московским буддистам есть где молиться. Например, возле величественной статуи Будды Шакьямуни (основатель буддизма) у посольства Шри-Ланки (ул. Щепкина, д. 24). В Москве святых мест хватит на все 120 народов разных вероисповеданий! Неслучайно с конца XIX в. за ней закрепилось красивое название - город сорока сороков. Такое имя она получила благодаря своим 1600 церквям», - считает теолог и богослов Иван Бенгальский.
В огне не горят
Живописных православных храмов и церквей в Москве огромное количество, но любимец экскурсоводов № 1 - храм Святого Владимира в Старых Садах ➊ (Старосадский пер., д. 11), или на Кулишках, - так раньше называли топкие болота и леса после вырубки. (Звучит забавно, потому что храм возводили не в лесах-болотах, а среди знаменитых фруктовых садов, разбитых в XV в. Василием Первым. Особенно славились тамошние яблоки размером с кулак взрослого крестьянина!) В 1514 г. уже Василий Третий повелел выстроить в Москве 11 церквей:
«А всем тем церквам будет мастер Алевиз Фрязин». Возведённый знаменитым зодчим каменный храм Святого Владимира стал, пожалуй, самым «перестроечным» и «несгораемым», потому что переделывался и обновлялся бессчётное число раз и сейчас, как пазл, собран из разных кусочков столичной истории. Во второй половине XVII в. обветшалую Владимирскую церковь перестроили чуть ли не до основания. Во время троицкого пожара в 1737 г. и пожара 1812 г. собор полностью выгорал, но опять, как феникс, возрождался. В 1937 г. разрушили пять его глав, подобрались к остову: стены спасло вмешательство органов госохраны памятников. В руинах разместили фонды Исторической библиотеки. Но и они загорелись в 1980-м! В 1991 г. в переданном Русской православной церкви храме состоялась литургия, и с тех пор - тьфу-тьфу! - про пожары забыли.
«Даже самые выдающиеся православные храмы столицы за одну прогулку увидеть нереально, но я бы очень советовал ещё заглянуть в любопытнейший храм Сергея Радонежского в Крапивниках ➋ (Крапивенский пер., д. 4, корп. 2). Несмотря на камерность, в нём много мощей разных почитаемых святых, ранее хранившихся в Крестном монастыре на острове Кий в Белом море! А также зайдите в храм Илии Пророка во 2-м Обыденском переулке, д. 6 ➌, в 5 минутах от храма Христа Спасителя. Там без всяких очередей сможете соприкоснуться с нереальным количеством святынь. Работает он до 22.00!» - советует И. Бенгальский.
Читайте также: Марфо-Мариинская обитель: святое место в центре мегаполиса
Молитва в... военкомате
Металлоискатель, досмотр сумки, мы - не в аэропорту и не на секретном заводе, мы - в старейшей в столице Хоральной синагоге ➍ (Большой Спасоглинищевский пер., д. 10). С ней связано много удивительных исторических фактов. Среди трёх архитекторов, возводивших её в 1887-1891 гг. на участке земли, приобретённом председателем еврейской общины, не было ни одного еврея! После постройки её открыли для «непосредственной работы» лишь 15 лет спустя. Почему? Потому что должность московского генерал-губернатора занял великий князь Сергей Александрович, который повелел выселить евреев из Москвы. «Убрали» примерно 80% еврейского населения, остались только купцы и иудеи с высшим образованием... Лишь после Манифеста 1905 г. о свободе вероисповедания стало возможным открытие синагоги. Зато закрывалась она один-единственный раз (!) и в ней никогда не размещали «непрофильные активы», как в синагоге на Большой Бронной, где в 1952-1991 гг. вовсю работал Московский дом художественной самодеятельности.
Мечетей, как и синагог, в Москве тоже несколько. Самая древняя - на улице Большой Татарской, д. 28 ➎. На рубеже XVII-XVIII вв. она высилась прямо-таки во дворе переводчика Иностранной коллегии князя Сулмамита-мурзы Симинея. Но после эпидемии чумы, во время которой большинство прихожан и сам князь умерли, её продали купцу Щукину «под хознужды». На этом злоключения не закончились - в 1812-м мечеть сгорела, а в 1816-м на прошение купцов-мусульман о строительстве новой мечети ответили отказом... Тогда община схитрила. Получила разрешение устроить молитвенный дом при условии, чтобы он не имел снаружи ни одного религиозного признака. Под видом обычного одноэтажного дома мечеть прожила до 1880 г., когда разрешили наконец-то обустроить минарет и купол. Увы, в 1939 г. её закрыли, минарет снесли, а в здании мечети разместили... военкомат. Заработала она только в 1993-м, незначительно изменившись. А вот Московская соборная мечеть ➏ (Выползов пер., д. 7) после недавней 10-летней реконструкции превратилась в масштабный храмовый комплекс. Теперь здесь одновременно могут молиться 10 тыс. мусульман! А когда-то и 1 тыс. с трудом помещалась.
Читайте также: 10 самых крупных мечетей России
Турист? Верю!
Не меньшей экзотичностью временной «начинки» может «похвастаться» и главный католический храм Москвы, собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии ➐ (М. Грузинская ул., д. 27/13). В 1938-м тут устроили... общежитие. Это несмотря на то, что красивейшее неоготическое здание - самый большой в России католический собор! Ничто не помешало разграблению церковного имущества, говорят, в одном из залов был чуть ли не дом терпимости. Впрочем, во время революции на самой высокой постройке другой знаменитости - англиканской церкви ➑ (Вознесенский пер., д. 8, стр. 2) - большевики установили пулемёт, залив двор кровью! В 1956 г. в католический собор заселили «Мосспецпромпроект», поделивший внутреннее пространство на... четыре этажа. Окончательно и бесповоротно выселить «захватчиков» удалось лишь в 1996-м, собор отреставрировали, а в 1999 г. кардинал Анджело Содано торжественно его освятил. Кого здесь больше - верующих или туристов, - сразу не поймёшь, ведь сюда ходят и помолиться, и прикоснуться к красоте и истории. Как и в большинство других уникальных столичных храмов...
Читайте также: Чем католичество отличается от православия?
Вы можете бесплатно выучить английский на воскресных богослужениях в англиканской церкви Святого Андрея. С 1882 г. вокруг неё бурлит «московско-английская» жизнь. При этой церкви даже... англоязычное общество анонимных алкоголиков есть!