За, против или «ваш вариант ответа»
Что такое АГ, или «Активный гражданин», знает большинство москвичей. Систему электронных референдумов на ag.mos.ru запустили в 2014 г., на данный момент к проекту присоединились 2 млн человек, проведено уже 2824 голосования. Аналогов столь массовому «вече» в России пока нет, а сам формат такой работы с населением регионы только начали перенимать (в частности, в Подмосковье работает «Добродел», в Липецке - «Открытый Липецк»).
Разберёмся, как устроен столичный «АГ», который, кстати, уже завоевал несколько премий, в том числе международную - Smart Cities Awards-2015. Стартовавшее на днях обсуждение благоустройства дворов (его анонсировал в Твиттере мэр Москвы Сергей Собянин) - одно из 13 доступных на данный момент. В текущем месяце собираются мнения на такие темы: «Служебные объявления на эскалаторах в метро», «Просто о сложном: темы для родительского лектория». Горожан также просят оценить преобразования, которые произошли в мегаполисе в прошлом году («Главные дела Москвы: здравоохранение, строительство, госуслуги, транспорт, культура, образование»).
Результаты публикуются практически сразу. Например, вот как москвичи отозвались о новинках последнего квартала 2017 г. На первое место попало метро - за работу в новогоднюю ночь. На втором и третьем месте оказалось оформление водительских прав в 53 центрах «Мои документы» и моментальная проверка машин на сайте mos.ru (по ПТС, СТС и VIN-коду). Замыкает лидирующую пятёрку онлайн-прикрепление ребёнка к поликлинике и открытие катков с искусственным льдом в парках.
В прошлом месяце «АГ» стал использовать технологию блокчейн. Звучит загадочно для всех, кроме компьютерщиков. «Хранение данных в блокчейне гарантирует, что они не будут потеряны или кем-то изменены, после того как были внесены в систему, - объясняет в своём блоге руководитель столичного Департамента информационных технологий Артём Ермолаев. - Технология сделает «АГ» максимально прозрачным для любого пользователя. Теперь каждый желающий сможет проверить наличие и корректность учёта его голоса».
Генераторы идей
Ещё один интересный для распространения по всей России проект - интернет-платформа crowd.mos.ru (работает с 2014 г.). Официально такое генерирование полезных идей называется «краудсорсинг», а по сути - воплощение старинной пословицы «Ум хорошо, а много лучше».
Собираются неравнодушные люди любых профессий и отстаивают свои идеи по развитию мегаполиса (см. инфографику). Самые классные предложения отправляются профессионалам, которые придумывают, как их можно реализовать. Потом проходит второй мозговой штурм (надо же проверить, не исказили ли эксперты главную идею предложенных преобразований), и в результате победившие идеи уходят на голосование в «АГ». Когда осенью решалось будущее культурных центров Москвы, в работу включилось более двух тысяч человек. Оказалось, что москвичи жаждут мастер-классов профессиональных художников и хотят, чтобы больше кружков и мероприятий проводилось по вечерам и в выходные. А ещё народ готов посещать интеллектуальные клубы и занятия, рассчитанные и на детей, и на родителей. «Для успешного развития крайне важно услышать мнение самих москвичей», - сказал на встрече с 30 самыми активными участниками проекта 1-й замруководителя Московской дирекции по развитию культурных центров Павел Хлопин.
Сигнализирую: опять не убрали снег!
Активная гражданская позиция - это не только креативность и электронные голосования, но и публичные замечания о возникших проблемах во всех сферах жизни российской столицы. На портале «Наш город» gorod.mos.ru (он работает с 2011 г.) зарегистрировано 1,1 млн человек. Кто-то пользуется им лишь раз в год. А кто-то каждую неделю отправляет сообщения о погаснувшей лампе в фонаре, сломанных качелях или торговле с рук и за себя, и за всех соседей, которые тоже возмущаются, но не могут найти пять минут, чтобы оставить сообщение на портале. Мнения горожан собираются и через общемосковский сайт mos.ru. Например, сейчас электронная приёмная правительства Москвы ждёт предложений, где оборудовать новые стоянки такси. В этом году планируется организовать ещё 40 точек - у станций метро, а также неподалёку от главных достопримечательностей. Жителей просят присылать точные адреса, чтобы «шашечки» дежурили именно там, где это востребовано пассажирами. Интересный опыт для других регионов? Безусловно.
«Я думаю, что регионам стоит пойти по пути Москвы, это хорошая модель для подражания, - уверен гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. - Например, электронный референдум - это не что иное, как прямое волеизъявление народа. И проводить его можно по любым общественно значимым вопросам. В Швейцарии такие обсуждения давно стали привычной формой общения населения и властей. Так почему бы не пользоваться инструментом, который работает? Тем более что российские регионы находятся в выигрышном положении. Они могут учесть и предупредить все трудности, с которыми столкнулась Москва при запуске электронных проектов. Будет ли население доверять таким голосованиям? Этот вопрос даже не возникнет, если они будут проводиться регулярно и в открытом формате».
В вашем городе или области нет ни электронных референдумов, ни портала для жалоб? Инициируйте их сами! И они будут работать на вас.