Для того чтобы охладиться в разгар лета в самом центре Москвы, необязательно искать бассейн или пруд. Можно выбрать куда более оригинальный вариант. Например, погрузиться в прохладный и несколько отстранённый от нашего города готический стиль архитектуры.
Ведьма и горгулия
Во время обучения за границей промышленник и меценат Савва Морозов был так очарован и увлечён английской готикой, что, вернувшись, построил для себя диковинный резной неоготический замок (ул. Спиридоновка, д.17) ➊. Не только для себя, но в первую очередь для молодой и не менее страстно, чем готика, любимой жены. За строительством светлого и нежного (вот вам и стереотипы о мрачной готике!) особняка, которое возглавил знаменитый архитектор Фёдор Шехтель, с придыханием и волнением наблюдала вся Москва. Ведь свою любимую, ради которой и возводил Савва полудом-полузамок, он демонстративно отбил у собственного двоюродного племянника!
Шехтель не изменил своему методу и тщательно продумывал детали: «вручную» разрабатывал эскизы даже дверных ручек, а на стенах соорудил не только розетки и арочки, но и поместил звериные головы и даже одну горгулию! Во внутреннем оформлении участвовал знаменитый художник Михаил Врубель. В общем, не поскупился Савва на «домовые расходы»... Редкий современник Морозова не описал восторженно первый приём в «замке на Спиридоновке», многие его друзья именно здесь увидели и, главное, услышали вживую Шаляпина. Да, кроме всего прочего, именно из трёхстворчатого окна морозовского дома, по утверждениям большинства булгаковедов, вылетела Маргарита.
Кнопп-дом
Не менее пышная история и у особняка Кноппа (Колпачный пер., д. 5) ➋. Кнопп — это был тот самый знаменитый монополист текстильного рынка, про которого сложили присказку: «Что ни церковь — то поп, что ни фабрика — то Кнопп». Его-то отчего качнуло в готику? Немец Людвиг Кнопп работал в Британии на поставках английской пряжи и текстильного оборудования. В 1839 г. приехал в Россию, чтобы устроить в нашей стране «Кнопп-мануфактурную революцию» и построить вместе с сыном Андреасом гигантский особняк в память об Англии. Фасад дома вопреки готическим канонам асимметричен. После революции тут расположились Московский горком и обком ВЛКСМ. Отсюда в своё время отправилась на фронт Зоя Космодемьянская, ученица 10-го класса...
Царь-аптека
Аптеку Феррейна (ул. Никольская, д. 21) ➌ на протяжении практически всего XIX в. считали лучшей в городе и даже в Европе. Потомственный фармацевт получил её в наследство от отца и так перестроил по собственному вкусу и пониманию, что о ней судачил весь город. Газетчики называли это оригинальное здание (фасад выполнен в стиле необарокко, а обращённая во двор часть выглядит как готический замок с башенными часами!) «Царь-аптекой, которая поражала не только внешним видом, но и внутренним убранством: мраморные лестницы, огромные люстры, потолки с лепниной, а на втором этаже — гигантское чучело медведя».
Центр сам пришёл!
Что касается «готических сооружений религиозного характера», стоит упомянуть костёл, собор и англиканскую церковь.
Костёл Непорочного зачатия Девы Марии (ул. Малая Грузинская, д. 27-13) ➍ - самый большой католический костёл в России, построенный в начале XX в. по примеру и подобию знаменитого Вестминстерского собора. Согласно разрешению, которое дал на его строительство Николай I, возвести его надлежало вдали от центра и без наружных скульптур, но со временем центр... сам пришёл к костёлу на Грузинской — по мере расширения города!
В соборе Петра и Павла (Старосадский пер., д. 7-10) ➎ лучше побывать либо в будний день (там внутри красиво, прохладно и тихо), либо на концерте. Хоровом, инструментальном или органном — их тут проводится огромное количество. Слушая один из самых старинных в стране органов, отдайте дань «мужеству» этого собора, его история — это триллер, не меньше. Заложенный ещё в 1694-м Петром I, он сгорел при пожаре и был перестроен в неоготическом стиле. В советские времена из него вывезли все ценные вещи, спилили шпиль и устроили... кинотеатр, а затем студию «Диафильм». Свой собор община Петра и Павла обрела лишь в конце XX в., после чего принялась за тщательную его реставрацию.
С внешним видом англиканской церкви Святого Андрея (Вознесенский пер., д. 8) ➏ всё предельно ясно. Она была построена в конце XIX в. для разросшейся британской общины, проект прислал из Англии архитектор Ричард Нил Фридман. Храм как будто перенесли в нашу столицу целиком с берегов Темзы! В «доперестроечные» времена сюда несколько раз заезжала сама королева английская, так почему бы и вам горделиво не пройтись по монаршим следам?
Замок для технарей
Ну и финальный готический аккорд — Дом московского политехнического общества (Малый Харитоньевский пер., д. 4) ➐, построенный в 1905 г. для выпускников Императорского техучилища. Замок, облицованный тёмным камнем, с узкими окнами-бойницами смотрится в окружении «просто домов» необычно. Почему выбрали такой стиль? Потому что это как бы реверанс в сторону Англии, подарившей миру большинство технических открытий. После революции его поэтажно разобрали разнообразные пролетарские организации, лучший в столице зал заседаний манил многих... Сейчас тут расположился Институт машиноведения им. Благонравова, сотрудников и аспирантов которого иногда в шутку дразнят... «готами»!
Если кому-то показалось маловато «подноГОТной Москвы», отправляйтесь в... ЦУМ! Но не на шопинг, а чтобы рассмотреть ещё один образец неоготической архитектуры (на этот раз с элементами модерна!). Их в столице, как оказалось, также много — от больниц и школ до заводов и фабрик. И у каждого «под башенками» — история не менее страстная, чем у Саввы Морозова.