В ночь на 27 марта в Германии началась крупнейшая забастовка железнодорожников и авиаперевозчиков, организованная профсоюзами с целью добиться повышения зарплат для работников транспорта в условиях резко выросшей инфляции. Она привела к сбоям в работе железных дорог и аэропортов — самолеты над Германией не летают, поезда не ходят.
Почему бастуют немцы, разбирался aif.ru.
Почему началась забастовка?
Формально поводом для забастовки стали рутинные споры двух профсоюзов с руководством транспортных компаний об увеличении заработной платы, рассказывает научный сотрудник Центра европейских исследований ИМИ МГИМО Артем Соколов. «Профсоюз транспортников Verdi призывает увеличить зарплату на 10,5%, но не менее чем на 500 евро в месяц. Профсоюз железнодорожников и транспортных рабочих EVG выступает с более амбициозными требованиями — увеличить зарплату на 12%, но не менее чем на 650 евро в месяц. Работодатели готовы рассмотреть лишь поэтапное увеличение зарплаты до 5% при единовременной выплате работникам в 2 500 евро. Переговоры начались еще зимой, и перспективы для компромисса пока не просматривается», — отмечает эксперт.
Если это рядовая забастовка, почему к ней приковано такое внимание?
Во-первых, это крупнейшая забастовка за последние 30 лет, которая уже привела к отмене сотен авиарейсов. Остановлено движение поездов дальнего следования, пригородных электричек. По некоторым оценкам, в ней принимают участие около 350 тыс. человек. «Фактически забастовка работников привела к транспортному параличу в общегерманском масштабе. После этого ее трудно оценивать как обыденную», — отмечает Соколов.
Во-вторых, забастовка вызывает нервозность на фоне непростой экономической ситуации в Германии. «Пандемия коронавируса и конфликт на Украине нанесли по экономическому благополучию немцев серьезный удар. Рост цен на услуги ЖКХ, продукты питания и другие товары обгоняют рост зарплат на несколько кругов. Экономия характерна для немецкого менталитета, но когда все меры по экономии, даже абсурдного характера, не дают результата, тревожность в обществе нарастает. Не каждая компания готова удовлетворить новые требования работников по зарплате, однако готовность людей выходить на улицы выше, чем еще несколько лет назад», — говорит эксперт.
Рост цен, в том числе на топливо, увеличил нагрузку на железнодорожную инфраструктуру. К этому приложились еще и проблемы у авиационной отрасли на фоне ковида и санкций против России. В итоге вокзалы и поезда переполнены. Нагрузка на работников отрасли возросла. А учитывая, что из-за демографической ситуации работодателям в Германии все труднее и труднее привлекать кадры на работу, ситуацией пользуются профсоюзы, которые используют это в свою пользу.
Эта забастовка — еще одно отражение непростого экономического положения Германии после начала СВО России на Украине и разрыва российско-немецких связей. «Немцы платят свою цену за отказ от дешевого российского газа. Из-за растущей дороговизны проектов оттуда начинают уходить инвесторы, есть проблемы с банковской системой из-за тлеющего банковского кризиса. Да и в целом самочувствие немецких граждан снижается», — отмечает эксперт.
Правда, к перемене немецкой политики все это привести все равно пока не может. Уж слишком много нынешние немецкие власти уже вложили в борьбу с Россией.