Узбекистан играет ключевую роль в укреплении мира и безопасности в Центральноазиатском регионе. Страна активно работает на уровне двусторонних отношений и в рамках международных организаций для обеспечения стабильности и безопасности.
Узбекистан играет ключевую роль в укреплении мира и безопасности в Центральноазиатском регионе, как одна из крупнейших по человеческим ресурсам и наиболее весомых государств. Страна активно работает на уровне двусторонних отношений и в рамках международных организаций для обеспечения стабильности и безопасности.
Основная цель внешнеполитической деятельности Узбекистана — это укрепление независимости и суверенитета государства, а также его позиции и роли на международной арене. Страна стремится создать вокруг себя пояс безопасности и стабильности, а также активно продвигать свои внешнеэкономические интересы.
Внеблоковый статус
Позиция внешней политики Узбекистана заключается в отказе от присоединения к военно-политическим блокам, а также в непринятии размещения иностранных военных баз и объектов на своей территории. Также страна не отправляет своих военнослужащих на участие в миротворческих операциях за рубежом. Узбекистан стремится решать все противоречия и конфликты исключительно мирным политическим путем.
Государство сохраняет свой внеблоковый статус и стремится к расширению сотрудничества со всеми партнерами в целях достижения мира, прогресса и процветания. Узбекистан придерживается принципа мирного сотрудничества и стремится установить диалог с другими государствами.
Одной из главных и первоочередных задач внешнеполитической деятельности Узбекистана стала эффективная реализация Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017–2021 годы. Для достижения этой цели перед внешнеполитическим ведомством республики были поставлены следующие задачи: формирование максимально благоприятных внешнеполитических условий для эффективной реализации проводимых в стране демократических реформ и динамичных процессов модернизации общества и экономики, сохранение и укрепление мира и стабильности в Центральной Азии, превращение региона в зону безопасности и устойчивого развития, формирование сбалансированной многоплановой системы стратегического партнерства с ведущими государствами мира и международными организациями, продвижение международных инициатив Узбекистана по важнейшим направлениям региональной и международной политики и содействие в увеличении объема экспорта отечественной продукции и расширении его географии. А также активное содействие привлечению прямых иностранных инвестиций и передовых технологий в приоритетные отрасли национальной экономики, содействие привлечению иностранных туристов и развитию туристской инфраструктуры республики, содействие в расширении и углублении сотрудничества в сфере транспорта и транзита, развитии международных транспортных коммуникаций и логистической инфраструктуры, обеспечение всесторонней защиты прав и интересов граждан и юридических лиц Республики Узбекистан за пределами республики и укрепление связей с соотечественниками, проживающими за рубежом.
Урегулирование ситуации в Афганистане
Главным приоритетом внешней политики является регион Центральной Азии.
Узбекистан стремится к обеспечению мира и стабильности в этом регионе и активно работает над решением ключевых проблем безопасности.
В связи с этим, одним из важных аспектов политики Узбекистана в Центральной Азии является содействие урегулированию ситуации в Афганистане. Узбекская сторона прилагает усилия для поддержки мирного процесса и стабилизации в стране, понимая, что устойчивое развитие напрямую влияет на безопасность и процветание всего региона.
Узбекистан активно работает над укреплением регионального торгово-экономического сотрудничества и развитием транспортно-транзитной инфраструктуры в Центральной Азии. Это развитие транспортных коридоров, улучшение связей и торговых потоков между странами региона. Узбекистан также стремится к рациональному и комплексному использованию водно-энергетических ресурсов трансграничных рек Центральной Азии и придает важное значение экологической устойчивости региона. Кроме того, руководство страны активно работает над завершением процессов делимитации и демаркации границ с соседними государствами в Центральной Азии. Это способствует установлению ясности и стабильности в отношениях с соседями и способствует развитию взаимовыгодного сотрудничества. Подход Узбекистана в Центральной Азии направлен на содействие миру, стабильности, экономическому развитию и укреплению взаимовыгодного сотрудничества в регионе.
Центральная Азия прошла значительные изменения за последние несколько десятилетий. Важность расширения регионального сотрудничества для достижения развития стала очевидной.
Приоритет внешней политики — Центральная Азия
Регион важен не только с политической и экономической точек зрения, но и с культурно-исторической. Однако, после распада Советского Союза противоречивые принципы и конкуренция между странами региона мешали более тесному и компромиссному взаимодействию.
С приходом Шавката Мирзиёева на пост президента Узбекистана Центральная Азия вступила в новую эру сотрудничества.
Глава государства официально объявил, что главным приоритетом внешней политики страны является регион Центральной Азии. Это заявление было сделано им во время выступления на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 19 сентября 2017 года. Он подчеркнул, что мирная и экономически процветающая Центральная Азия является важнейшей целью и ключевой задачей для Узбекистана.
По инициативе президента под эгидой ООН состоялась Международная конференция высокого уровня «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания», которая прошла в Самарканде 10-11 ноября 2017 года. Успешное проведение этой конференции стало основой для последующего единогласного принятия специальной резолюции Генеральной Ассамблеей ООН 22 июня 2018 года. Резолюция «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе» была поддержана всеми членами ООН.
Президент Узбекистана также обратил особое внимание на сотрудничество между странами региона в своем выступлении на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 23 сентября 2020 года. В своем выступлении он отметил, что в регионе Центральной Азии происходят фундаментальные изменения, и удалось создать атмосферу добрососедства, взаимного доверия, дружбы и уважения между странами региона. Президент подчеркнул, что в сложное время все государства региона оказывали взаимную поддержку, не отдаляясь друг от друга. Учитывая важную стратегическую задачу перед странами Центральной Азии — обеспечить глубокую интеграцию региона в глобальные экономические, транспортные и транзитные коридоры, глава государства предложил создать Региональный центр развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности под эгидой ООН.
В ходе своего выступления на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 19 сентября 2023 года президент еще раз подчеркнул твердое намерение идти дальше по пути укрепления добрососедства, стабильности, сотрудничества и развития в Центральной Азии. Он выразил уверенность, что при поддержке мирового сообщества Центральная Азия продолжит идти по пути консолидации. Превращение ее в мирный и процветающий регион будет оставаться приоритетной целью внешней политики Узбекистана.
Визиты в другие страны
Следует отметить, что в первый год своего пребывания на посту президента Республики Узбекистан Мирзиёев произвел кардинальные изменения, посетив более десятка стран и руководя важными новыми политическими инициативами. Это стало сильным стимулом для развития и решения региональных проблем в странах Центральной Азии. Узбекские лидеры подчеркнули общее культурное наследие народов Центральной Азии, взаимосвязанность региональных сетей экономики и безопасности, важность совместного решения транснациональных проблем в сфере воды, энергетики и других областей, а также необходимость окончательного установления государственных границ, превратив Центральноазиатскую солидарность в одну из основных внешнеполитических целей.
Мирзиёев совершил свой первый официальный зарубежный визит 6 марта 2017 года в соседний Туркменистан. В ходе этого визита главами двух государств были подписаны совместное заявление и договор о стратегическом партнерстве между странами.
Второй официальный визит президента Узбекистана состоялся 23 марта 2017 года в Казахстан. По итогам этого визита лидеры двух стран подписали совместную декларацию о дальнейшем углублении стратегического партнерства и укреплении добрососедских отношений между Узбекистаном и Казахстаном.
В сентябре 2017 года глава Узбекистана совершил официальный визит в Кыргызстан. В ходе этого визита на высшем уровне было подписано совместное заявление и договор между Республикой Узбекистан и Кыргызской Республикой об узбекско-кыргызской государственной границе, который заложил основу для полного урегулирования чувствительных приграничных вопросов, которые оставались нерешенными в течение двух последних десятилетий. Эти шаги были предприняты для установления стабильных и доверительных отношений между двумя государствами и решения важных граничных вопросов.
В марте 2018 года президент Узбекистана посетил с официальным визитом Таджикистан. В ходе этого визита лидеры двух государств подписали совместное заявление об укреплении дружбы и добрососедства, а также договор об отдельных участках узбекско-таджикской границы. Кроме того, было заключено соглашение о взаимных поездках граждан, предусматривающее безвизовые поездки между двумя странами. Это существенно способствовало увеличению контактов и обмену между гражданами Узбекистана и Таджикистана.
В целом, за последние несколько лет отмечаются значительные положительные изменения в отношениях между странами региона. Объем товарооборота и количество реализуемых проектов значительно возросли.
Были успешно решены проблемы, касающиеся границы, водно-энергетического обмена, строительства Камбартинской ГЭС-1 с Кыргызстаном, проведения делимитации с Таджикистаном, а также многие другие. Все эти достижения были осуществлены на основе принципа разумных компромиссов и без вмешательства внешних сил. Это свидетельствует о постепенном укреплении стабильности, сотрудничества и доверия между государствами региона.
Инициатива Мирзиёева, выдвинутая в ходе 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2017 года, о создании формата консультативных встреч глав государств была успешно реализована. На сегодняшний день состоялось шесть таких встреч глав государств Центральной Азии (в 2018 году в Астане, в 2019 году в Ташкенте, в 2020 году в Бишкеке (по видеосвязи), в 2021 году в Авазе, в 2022 году в Чолпон-Ате, и в 2023 году в Душанбе). Это свидетельствует об установившемся рабочем механизме регионального взаимодействия.
Стратегически важный партнер
Изменились позиции стран Центральной Азии на международной арене в результате их взаимодействия. Сегодня регион стал стратегически важным партнером для Европейского союза, что отражено в обновленной стратегии ЕС 2019 года. США также приняли отдельную стратегию по отношению к Центральной Азии и провели первый президентский саммит C5+1. Активизировалось сотрудничество между странами региона и Россией, а также с Китаем. Кроме того, страны Центральной Азии рассматривают возможности межрегионального сотрудничества, включая сотрудничество с Южной Азией, что является одним из ключевых факторов обеспечения безопасности, стабильности и добрососедства.
Стабилизация
Мирзиёев придерживается принципа «от нестабильности и разрушений к миру и созиданию» в отношении стабилизации Афганистана. Этот принцип определяет основу совместного регионального сотрудничества и подразумевает, что страны региона должны объединить свои усилия для поддержки стабильности, безопасности и восстановления в Афганистане. Он подчеркивает важность долгосрочного и устойчивого подхода к решению проблем Афганистана и призывает к сотрудничеству всех заинтересованных сторон, включая государства региона, международные организации и другие факторы, для достижения этой цели.
В 2016 году Узбекистан существенно повысил свою активность в решении афганской проблемы. Одним из значимых событий стала Ташкентская международная конференция высокого уровня по Афганистану, организованная по инициативе Президента Узбекистана в 2018 году.
Конференция получила название «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное сотрудничество». В результате конференции была принята Ташкентская декларация, в которой впервые был достигнут общий консенсус относительно необходимости политического урегулирования ситуации в Афганистане. Это стало существенным импульсом для возобновления мирного процесса и прекращения вооруженного конфликта.
Международная конференция высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», которая состоялась 15-16 июля 2021 года, также внесла значительный вклад в международные усилия по содействию достижению мира в Афганистане. Эта конференция подчеркнула важность мира и стабильности в Афганистане для развития межрегиональных связей. Узбекистан активно выступает в роли посредника и инициатора диалога между странами Центральной и Южной Азии, осознавая, что мир и стабильность в Афганистане имеют прямое отражение на региональном развитии и сотрудничестве. Организация конференции высокого уровня была еще одним шагом в направлении укрепления региональной взаимосвязанности и обсуждения вызовов и возможностей, связанных с ситуацией в Афганистане.
В июле 2022 года в Ташкенте состоялась Международная конференция «Афганистан: безопасность и экономическое развитие». В мероприятии приняли участие специальные представители из более чем 20 государств Центральной и Южной Азии, Европы, Америки, Ближнего и Среднего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, а также представители международных и региональных организаций, включая ООН, Евросоюз, ФАО, Организацию экономического сотрудничества, Организацию исламского сотрудничества и Шанхайскую организацию сотрудничества. Делегация Временного правительства Афганистана также присутствовала на конференции.
Данная конференция стала частью системных усилий Узбекистана по обеспечению безопасности и стабильности в Центральной Азии, а также превращению Афганистана в мирную, процветающую страну, свободную от терроризма и войн. Мероприятие имело цель обсудить и скоординировать международные подходы к обеспечению безопасности, восстановлению и экономическому развитию Афганистана. Эта конференция стала важным форумом, где международные акторы и региональные страны смогли обсудить и предложить практические решения для поддержки Афганистана в его усилиях по достижению безопасности, мира и экономического развития.
Гуманитарная помощь для Афганистана
Узбекистан оказывает гуманитарную помощь народу Афганистана. С сентября 2021 года и до настоящего времени было отправлено более 10 тысяч тонн гуманитарных грузов в страну. Кроме того, Узбекистан активно сотрудничает с международными организациями и оказывает всестороннюю поддержку в доставке гуманитарной помощи, способствуя улучшению гуманитарной ситуации в Афганистане.
В 2021 году по инициативе Мирзиёева под эгидой ООН в Термезе был запущен международный логистический хаб для приема и доставки помощи в Афганистан. Этот хаб является единственным терминалом, расположенным недалеко от границы с Афганистаном и занимает площадь 40,7 гектара. Только за первое полугодие 2022 года Всемирная продовольственная программа, ЮНИСЕФ и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, открывшие офисы в Термезе, отправили более 35 тысяч тонн гуманитарной помощи в Афганистан.
Узбекистан также активно способствует подготовке афганских кадров, которые играют важную роль в восстановлении экономики страны. В 2018 году в городе Термез был открыт Образовательный центр для афганских граждан. Это уникальное учебное заведение, предлагающее обучение для афганцев в 17 направлениях высшего образования и 16 направлениях среднего специального образования. В настоящее время в центре обучается 129 афганцев, которые вместе с уже выпускниками будут вносить свой вклад в процесс восстановления и развития своей страны. Узбекистан активно инвестирует в образование и подготовку молодых афганцев, предоставляя им возможность получить знания и навыки, необходимые для восстановления различных сфер экономики Афганистана. Это поможет создать кадровый резерв и способствовать устойчивому развитию страны в будущем.
Узбекистан активно поддерживает осуществление крупных инфраструктурных проектов в Афганистане. Один из таких проектов — строительство линии электропередачи «Сурхан-Пули-Хумри», которая обеспечит поставку 6 миллиардов кВт/ч электроэнергии в год в Афганистан и удовлетворит треть его энергетических потребностей. Этот проект позволит обеспечить доступ к электроэнергии для 500 тысяч семей, объектов социальной инфраструктуры и различных отраслей экономики в Афганистане.
Строительство железной дороги
Кроме того, реализация проекта строительства железной дороги «Термез — Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар» имеет стратегическое значение. Эта железная дорога, которая станет продолжением уже существующей железной дороги Хайратон — Мазари-Шариф, создаст новые и более кратчайшие транзитные маршруты, с выходом на пакистанские и индийские железные дороги, а также к портам Аравийского моря (Гвадар, Карачи/Касим, Мумбаи и другие). Реализация этого межрегионального проекта, включающего строительство линий электроснабжения и связи, а также новых мостов, тоннелей и станций, способствует развитию транспортной и сопутствующей инфраструктуры вдоль железной дороги в Афганистане.
Ожидается, что реализация этих крупных проектов приведет к созданию более 500 тысяч новых рабочих мест и появлению новых профессий, включая те, которые связаны с эксплуатацией железнодорожного транспорта.
Эти крупные инфраструктурные проекты могут стать катализатором экономического развития Афганистана, предоставив альтернативные источники заработка для населения и, тем самым, смягчив социальные причины конфликта.
Наиболее важным аспектом является трансформация Афганистана в пространство, которое объединяет страны региона через инфраструктурные и экономические проекты, способствуя их взаимодействию и сотрудничеству. Это повысит заинтересованность соседних государств в поддержании мира и стабильности в Афганистане, вернув Афганистану его историческую роль связующего звена между Центральной и Южной Азией.
Мирзиёев в рамках IV саммита Центральноазиатских стран 21 июля 2022 года отметил, что продолжение тесного сотрудничества в вопросах содействия обеспечению долгосрочного мира в Афганистане и его социально-экономическому восстановлению должно оставаться важнейшим приоритетом государств Центральной Азии. «Мы — ближайшие соседи, как никто другой должны быть заинтересованы в стабильности в этой стране. Именно от нас во многом зависит и то, как данную проблему воспринимает международное сообщество», — подчеркнул он.
Консолидированный подход стран Центральной Азии является ключевым фактором в установлении устойчивого мира в Афганистане и возвращении страны на путь мирного развития. Он включает в себя не только политические и дипломатические усилия, но и экономическое развитие, социальное согласие и укрепление институтов. Это также включает процессы по восстановлению и развитию инфраструктуры, обеспечению доступа к образованию, здравоохранению и другим основным услугам, а также созданию рабочих мест и экономическим возможностям для населения. Прочный мир в Афганистане может быть достигнут только путем устранения корневых причин конфликта, включая политические, этнические и экономические аспекты, и создания благоприятной среды для долгосрочного развития, и процветания страны.