Владимир Путин на минувшей неделе совершил блиц-визит на Ближний Восток, встретившись с лидерами ОАЭ и Саудовской Аравии. А затем провёл переговоры в Москве с президентом Ирана Эбрахимом Раиси.
Кадры тёплого приёма российского президента в Абу-Даби и Эр-Рияде вызвали бурное обсуждение на Западе. Гадали о целях поездки Путина. Про какие-либо соглашения стороны официально ничего не сообщили, но предположительно в первую очередь речь шла об экономическом сотрудничестве: с ОАЭ обсуждались совместные высокотехнологичные проекты, с Саудовской Аравией, одним из лидеров ОПЕК+, — ситуация на нефтяном рынке. А на переговорах с руководством Ирана, разумеется, не могли обойти стороной военно-техническое сотрудничество.
Почему отношениям РФ с ближневосточными странами не могут помешать давление и санкционные угрозы Запада, «АиФ» рассказал эксперт Российского совета по международным делам Никита Смагин.
Значимый игрок
Глеб Иванов, aif.ru: Мы помним роль Саудовской Аравии в распаде СССР, когда в 1980-е годы она обрушила цены на нефть. Стоит ли России опасаться повторения этой истории?
Никита Смагин: Учитывая прежний опыт, я думаю, что такой сценарий в Кремле так или иначе рассматривают. Другой вопрос, что у России сегодня гораздо более уверенное положение с точки зрения экономики. Она не настолько завязана на цены на нефть, как в годы СССР.
— И тем не менее встречи Путина с тремя важнейшими игроками на Ближнем Востоке — это в первую очередь экономическая или политическая история?
— Скорее Россия показывает, что она выстраивает равноправные отношения со всеми странами региона и что все эти страны ей одинаково важны. Последние лет 10 мы пытались быть универсальным медиатором на Ближнем Востоке и при этом поддерживать равный диалог со всеми сторонами, в том числе с США. С февраля 2022 года диалог с Вашингтоном практически прекратился, с Израилем тоже стало сложнее, но при этом резко выросла интенсивность контактов с Саудовской Аравией, ОАЭ, Катаром, Египтом. Но в первую очередь, конечно, с Ираном. Это и военно-техническое сотрудничество, и строительство транспортного коридора «Север — Юг», и развитие торгово-экономических связей. Товарооборот между Россией и ОАЭ по итогам 2022 года также увеличился на 68%, это сейчас тоже наш важнейший партнёр. С Саудовской Аравией у России торговля не такая большая, но при этом с ней ведётся диалог по ценам на нефть. А для нас это по-прежнему архиважно.
Так что переговоры с тремя этими нашими партнёрами на Ближнем Востоке должны были показать, что Россия продолжает оставаться значимым игроком в регионе.
Сигнал Вашингтону
— Столь пышный приём Путина в странах Персидского залива — это знак американцам? Ведь госсекретаря США Блинкена в том же Эр-Рияде заставили 3 часа ждать встречи с наследным принцем...
— То, как прошла встреча, показывает, что Саудовская Аравия и ОАЭ считают российского лидера очень важным гостем. Вместе с Россией они управляют мировыми ценами на нефть, и таким приёмом Путина они подчёркивают и собственную важность.
В то же время, конечно, это явный сигнал американцам. Вашингтон по-прежнему остаётся для той же Саудовской Аравии важнейшим военным союзником, обеспечивающим безопасность в регионе, однако их отношения за последние годы существенно ухудшились. Тепло принимая Путина, в Эр-Рияде показывают американцам, что те не всесильны и что у стран Персидского залива есть и другие партнёры для обоюдовыгодного сотрудничества.
— Разрыв саудитов с американцами возможен?
— Москва мыслит реалистично, и вряд ли стоит всерьёз рассчитывать, что Саудовская Аравия отвернётся от США. Одни только военные контракты между Вашингтоном и Эр-Риядом исчисляются миллиардами долларов. Такое сотрудничество в одночасье не рушится. Слишком завязаны друг на друга эти страны.
— Палестино-израильский кризис повлиял на отношения арабских стран с США и РФ?
— Арабские страны сравнивают происходящее на Украине с происходящим в секторе Газа. США не только не вводят санкции против Тель-Авива, но и помогают израильтянам, в том числе оружием. И все слова Вашингтона про «моральную составляющую», про «мир, основанный на правилах», сегодня воспринимаются на Ближнем Востоке как полная ерунда. Довод Запада о том, что вести дела с Россией нельзя, «потому что она страшная и ужасная», оказался разрушен из-за жестокой войны в Газе.
Считают деньги
— И поэтому ближневосточные страны оказались более устойчивы в вопросе санкций и продолжают сотрудничать с Москвой?
— Эти страны не думают, что Россия, начав СВО, как-то им угрожает. Зато они помнят политику США на Ближнем Востоке в последние 30 лет. Сложно найти другой регион мира, где последствия действий США оказались бы настолько разрушительными. Войны в Ираке, Афганистане — в глазах ближневосточных стран это были события, которые во многом нарушили баланс сил в регионе. Поэтому, конечно, здесь никакого морального авторитета у США быть не может.
А раз нет такого авторитета, то эти страны гораздо больше обращают внимание на экономическую целесообразность. Когда ОАЭ, Саудовская Аравия, Турция думают о том, сотрудничать ли им с Россией, они считают деньги. И каждый раз получается, что такое сотрудничество им выгодно, даже несмотря на санкции.
Наш торговый оборот с Турцией вырос в 2 раза. И сложно представить, что нужно сделать, чтобы Анкара взяла и от всего этого отказалась. У Саудовской Аравии, повторюсь, есть сотрудничество с РФ по нефтяному рынку. И тоже непонятно, что США могут предложить Эр-Рияду, чтобы она от этого отказалась.
Сложнее ситуация с Эмиратами. Да, наша торговля с ними бурно развивается, но мы видим, что именно ОАЭ чаще всего вводят какие-то ограничительные меры против нашего бизнеса. Из всех стран региона Эмираты наиболее завязаны на США в экономическом плане, и им сложнее не реагировать на американские требования. Но они всё равно продолжают вести дела с Россией.
— Транспортный коридор «Север — Юг» большей частью проходит через Иран. Возможно ли, что к нему присоединятся те же Арабские Эмираты и саудиты, учитывая их непростые отношения с иранцами?
— Думаю, такое возможно, но пока непонятно, зачем им это надо. У них имеются возможности выхода на мировые рынки и без этого коридора. Есть, наверное, перспективы у поставок сельхозпродукции из России в Саудовскую Аравию и ОАЭ.
Но нужно понимать, что «Север — Юг» — это не то, что заработает уже завтра. Запуск нового транспортного коридора — работа на многие годы. Нужно не просто отладить всю инфраструктуру, но ещё и убедить мировых логистических операторов, что им лучше выбирать этот маршрут, что он дешевле и безопаснее тех, к которым они привыкли.