По итогам первого полугодия нынешнего года объём взаимной торговли между государствами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) увеличился на 13%, об этом рассказала официальный представитель Евразийской экономической комиссии Ия Малкина. При этом экспорт продукции Казахстана в страны торгово-экономического альянса, охватывающего также Россию, Белоруссию, Кыргызстан и Армению, вырос на 37%.
Приведённые чиновницей ЕЭК цифры заставляют вспомнить прозвучавшее в первый день сентября ежегодное Послание народу Казахстана президента страны Касым-Жомарта Токаева. В этом стратегическом документе большое внимание уделено вопросам реализации транспортно-логистического потенциала страны. И понятно, почему. Формула проста: дальнейшее развитие экономики, увеличение экспортных возможностей напрямую зависят от транспорта и логистики.
«Мы являемся свидетелями формирования новой экономической географии мира. Прогнозируется стремительный рост торговых потоков из Китая в Европу, Россию, Центральную Азию и обратно. Казахстан находится на перекрестке путей, связывающих глобальные Север и Юг, Запад и Восток. Это наше серьёзное преимущество, которое открывает широкие перспективы», —сказал президент в Послании. Транспортно-логистическая отрасль должна стать одним из локомотивов экономического развития страны. В транспортной сфере Казахстан продолжит тесное сотрудничество с Россией и Китаем, подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
У президента Казахстана есть чёткий план действий. Важную роль в укреплении транзитного потенциала страны должен сыграть Транскаспийский маршрут, объёмы перевозок по которому в среднесрочной перспективе могут быть увеличены в пять раз. Для этого нужно объединить усилия со странами-партнёрами — Китаем, Азербайджаном, Грузией, Турцией.
Не менее важен международный коридор «Север — Юг», открывающий Казахстану выход на порты Персидского залива. Необходимо поэтапно удвоить пропускную способность железнодорожной части данного маршрута и начать модернизацию казахстанского участка железнодорожной линии «Болашак — Челябинск». Не менее важно предоставлять полный спектр логистических авиа-услуг, поэтому аэропорты Астаны, Алматы, Шымкента и Актобе должны стать мультимодальными центрами, чьи технические возможности позволят аккумулировать и распределять грузы.
Касым-Жомарт Токаев считает, что Казахстан в перспективе способен стать узловым транзитным хабом Евразии и полноценной транспортно-логистической державой. «Реализация транспортного потенциала зависит от наших конструктивных и добрососедских отношений со всеми близлежащими странами без исключения, включая Россию, Китай, наших добрых соседей по Центральной и Южной Азии», — заявил Токаев.
Президент Казахстана также включил в число приоритетных задач освоение залежей редких и редкоземельных металлов, по сути превратившихся в «новую нефть». «Страны, которые смогут реализовать свой потенциал в этой сфере, будут определять вектор технологического прогресса всего мира», — подчеркнул Токаев.
Довести долю транспортного сектора до 9% ВВП
В условиях нарастающей глобальной конкуренции и переориентации товарных потоков особое значение приобретает политика сбыта продукции, сказал Касым-Жомарт Токаев в Послании гражданам Казахстана, прозвучавшем на совместном заседании палат парламента страны. В этих условиях для Республики Казахстан крайне важно сохранить внутренние и экспортные ниши, наработанные годами. Перед правительством стоит задача планомерного расширения географии экспорта. Необходимо принять меры для продвижения казахстанских товаров на зарубежных рынках, в этой сфере транспорт и логистика приобретают решающее значение.
Все задачи, изложенные в Послании, должны быть решены в течение трёх лет, заключил Касым-Жомарт Токаев. Он подчеркнул, что новая промышленная политика должна создать предпосылки для перехода Казахстана к качественно новой модели развития.
Об этом же говорит премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов. По его прогнозам, реализация президентского плана позволит увеличить темпы роста и объём экономики в два раза к 2029 году. Динамичное развитие транспортно-логистического сектора казахстанской экономики является стратегической задачей. Доля этого сектора в структуре ВВП страны в ближайшие три года должна достичь не менее 9%, при том, что в минувшем году она составила 6,2%.
«Промышленность и транспорт являются локомотивами»
Член Российско-Казахстанского делового совета, доктор политических наук Михаил Смирнов считает поставленную президентом задачу правильной, поскольку Казахстан географически находится на пересечении путей и в рамках китайского развития проекта «Один пояс — один путь» транспортный коридор на Север и Запад в любом случае будет проходить через эту страну.
«Задача реальная. Она хорошо коррелируется с этим проектом. И важно, что эта задача совпадает с российской линией по усилению работы на южном маршруте и на восточном. Заявленная тема актуальна, она хорошо сочетается с развитием линии российской торговли в южном направлении», — говорит аналитик.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что курс на экономический прорыв Казахстана — реален, вопрос в том, насколько достижимы конкретные показатели.
«Теоретически они достижимы. Казахстан расположен в центре Азии, он может развить транспортный сектор и до более высокой отметки, чем 9% процентов ВВП. Удвоение ВВП тоже, в принципе, выполнимая задача — при общих идеальных условиях. Именно промышленность и транспорт здесь являются локомотивами. Но будут ли задачи решаться на каждом конкретном участке? Ведь общий результат является суммой более локальных результатов, которых огромное количество. Караван, как известно, идёт со скоростью самого медленного верблюда. Вы можете достигнуть успехов в большинстве направлений, но “узкое место” заставит вас остановиться и сведёт на нет все ваши успехи, — предупреждает российский политолог. — Поэтому решающим фактором становится способность системы управления нащупывать и ликвидировать эти “узкие места” заранее. Если вся промышленность Казахстана сможет работать как единый механизм, то результат будет достигнут».