Примерное время чтения: 6 минут
10604

Ушли, хлопнув дверью. Как на гражданах РФ скажется выход из Совета Европы?

Сюжет Санкции в отношении России и ответные меры РФ
Ralph Hammann / Commons.wikimedia.org

Россия выходит из Совета Европы. Кроме политических последствий, о которых АиФ.ru уже писал, этот шаг повлияет на жизнь и простых россиян. Например, зам. главы Совбеза России Дмитрий Медведев уже намекнул, что это отличный шанс для восстановления такого института для предотвращения тяжких преступлений, как смертная казнь. А сенатор Андрей Клишас пояснил, что граждане России после выхода страны из СЕ не смогут обращаться в Европейский суд по правам человека. Он призвал россиян активнее обращаться за защитой своих прав в российские суды, в том числе в Конституционный суд РФ.

Вернется ли смертная казнь?

Во-первых, что касается смертной казни. Напомним, на территории России с 1997 года вступил в силу мораторий на смертную казнь.

«Решение о выходе из Совета Европы никак не влияет на тему возвращения смертной казни в нашей стране. Этот мораторий носит бессрочный характер, и он не связан с нашим пребыванием в Совете Европы, потому что Россия — суверенное государство, Конституционный суд РФ сам определяет все вопросы, связанные с публичным правопорядком», — заявил глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас. Он напомнил, что есть два решения Конституционного Суда РФ, которые говорят, что в России не допускается применение смертной казни.

С этим согласна и уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова. По ее словам, единственной адекватной мерой наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления является пожизненное заключение: «За 20 с лишним лет с момента введения бессрочного моратория на высшую меру наказания в России выросло поколение с иными воззрениями и позициями в отношении наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления».

А вот глава Совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ) Валерий Фадеев полагает, что возвращение смертной казни в стране возможно при расследовании военных преступлений, в том числе в Донбассе. «Я полагаю, что когда операция будет закончена и когда начнутся расследования военных преступлений, а они уже ведутся прокуратурой, следственным комитетом, вот тогда этот вопрос встанет, и общество будет его обсуждать», — сказал он. Фадеев подчеркнул, что решение о возвращении смертной казни в основном зависит от внутренних факторов, а не от членства РФ в Совете Европы и не от того, «как об этом думают в Европе». 

Что будет с исками в Европейский суд по правам человека?

По словам главы комитета Госдумы по международным делам Леонида Слуцкого, Госдума готова незамедлительно приступить к подготовке к рассмотрению законопроекта о денонсации Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Как объясняют юристы, наш выход из Совета Европы и даже отмена ратификации конвенции не означают немедленное прекращение работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) с жалобами из России. По крайней мере, до 1 января 2023 года. Более того, ЕСПЧ будет бессрочно рассматривать все ожидающие рассмотрения жалобы. 

Сегодня в ЕСПЧ рассматриваются около 1700 жалоб россиян, утверждает юрист, который регулярно представляет интересы россиян в ЕСПЧ, Кирилл Коротеев: «Это зарегистрированные жалобы, которые находятся на рассмотрении ЕСПЧ. Думаю, что по многим из них судьёй единолично будет вынесено решение о неприемлемости. Но по многим из них будет мотивированное решение коллегиального состава суда».

Неприемлемость — это когда жалоба не отвечает формальным критериям: пропущен срок, не исчерпаны средства защиты в стране, жалобы на права, которые не гарантированы Конвенцией, нет доказательств нарушений и пр. «Вполне возможно, что из этих 17 тысяч жалоб, которые есть из РФ сейчас в Страсбурге, порядка ¾ это всё равно необоснованные жалобы», — признает юрист, ссылаясь на опыт предыдущих лет.

Между прочим, к справедливости и беспристрастности ЕСПЧ есть вопросы у юристов Донбасса. Как утверждает председатель правления общественной организации «Справедливая защита», донецкий правозащитник и адвокат Виталий Галахов, земельные дела против России по Крыму, поданные в Европейский суд по правам человека, уже приняты в производство, а дела о гибели и ранениях людей в Донбассе остаются без движения. «То есть у нас прошло восемь лет с подачи первых исков, но коммуникации, а именно принятия в производство, ни одного дела не произошло. Хотя дела об угрозе жизни и здоровью граждан должны рассматриваться в первоочередном порядке», — говорит Галахов.

Сколько должны по решениям ЕСПЧ?

В случае с жалобами в ЕСПЧ ключевой вопрос — выплата компенсаций, которые присуждает суд. По словам Кирилла Коротеева, с этим возникали сложности и раньше. Например, когда государство заявляло, что оно «не может переводить деньги на счета российских граждан в иностранных банках». «Это скорее бюрократические проблемы (таких дел накопилось под сотню за 20 лет). Пока принципиально не платили только по двум группам решений. Первая группа касается историй с преследованиями граждан Грузии в России, — поясняет юрист. — И вторая группа решений, по которым не было выплат компенсаций, — это решения, связанные с ЮКОСом. Не было выплаты в связи с длительностью содержания Ходорковского под стражей и так далее. Всё остальное выплачивалось исправно, если не считать вышеназванных бюрократических проблем». Кстати, самая крупная компенсация, которую Россия в 2021 году официально обязалась выплатить, присуждена ЕСПЧ по межгосударственной жалобе Грузии за аресты, содержание под стражей и коллективное выдворение с территории РФ граждан Грузии в 2006 и 2007 годах. Сумма выплат — 10 млн евро.

Деньги на выплату по решениям Европейского суда закладываются в бюджет. В последние годы сумма варьировалась в районе 10 млн евро ежегодно. Известен и «средний чек» решений ЕСПЧ. Задержанным на митинге и оштрафованным присуждают 5 тыс. евро и возмещение на сумму штрафа. Если речь про насильственное исчезновение — это 80 тыс. евро. Пытки обычно оценивают от 45 и 66 тыс. евро. 

Кстати, выход России из Совета Европы и денонсация всевозможных конвенций, с этим связанных, может привести к тому, что управлять колониями и СИЗО снова станет МВД. А ведь система ФСИН была создана как отдельная от органов следствия, поскольку это не допускалось пунктом 71 Европейских пенитенциарных правил. К тому же в заключении ПАСЕ от 1996 года закреплено обязательство, согласно которому «управление пенитенциарных учреждений и надзор за исполнением наказаний должны быть переданы в компетенцию Министерства юстиции». Правозащитники опасаются, что это все приведет к увеличению количества случаев пыток в местах заключения.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах